Современное такси в своей подавляющей массе это грязный “Солярис” (“Рио”, “Поло-седан”) с обшарпанными бамперами, отклеивающейся желтой пленкой по кузову и прокуренным салоном. Прозвучит банально, но раньше таксомоторный бизнес вызывал больше уважения, а машины, работавшие в такси, годились не только для подборки мемов.
Daimler Taxicab, самый конец XIX столетия
“Бомбить” на автомобилях стали практически сразу после их изобретения. Свою версию такси на базе модели Victoria строил, например, сам Карл Бенц — создатель первого автомобиля в истории человечества. На снимке же таксомотор от его коллеги и конкурента Готлиба Даймлера.
Renault AG1-Taxi на улицах Парижа в самый разгар Первой мировой
Идея частного извоза на безлошадном транспорте оказалась настолько позитивной, что уже к началу второго десятилетия XX века конных экипажей в Европе почти не осталось. Во всяком случае, в крупных городах. Такси стало так много, что они сумели даже внести свой вклад в ход… Первой мировой войны. В 1914-м только вмешательство парижских таксистов, перебросивших на передовую свежую резервную дивизию, предотвратила прорыв немцев к французской столице. Машины эти вошли в историю как “Марнское такси” (бой состоялся у реке Марны), а большую часть парижского таксопарка на тот момент составляли вот такие Renault AG-1.
Yellow Cab Model A2
Еще в 1907-м некий Джон Хертц основал в Чикаго фирму по перевозкам на такси. Еще через 13 лет он решил, что выгоднее не покупать готовые машины, а делать их самому. Так родилась Yellow Cab Manufacturing Company, выпускавшая исключительно автомобили-такси. Впоследствии Джон продаст этот бизнес и переключится на аренду автомобилей (когда-нибудь слышали о прокатной конторе Hertz?!).
De Soto Custom S11-C
Впрочем, в бизнесе такси в разное время активно работали не только узкоспециализированные компании. Например, этот красавчик произведен компанией DeSoto, входившей в империю Уолтера Крайслера. Шесть цилиндров, 3,9 литров рабочего объема и целых 109 л.с. Могучая силища!
Checker Marathon
После ухода с рынка Yellow Cab Company в Штатах, по сути, остался один крутой игрок рынка такси. Это фирма Checker. Самая ее известная, успешная и просто классная модель — созданный специально для работы в такси седан Checker Marathon. Машина без особых изменений выпускалась свыше 20 лет и стала символом американских мегаполисов 70-х. Кстати, «Чекер» знаком и геймерам. Именно этот автомобиль стал главным героем кровавого симулятора Carmageddon.
“Победа” ГАЗ-20А
В Советском Союзе такси появились еще в 20-30-е годы XX века, но по-настоящему массовыми таксомоторы стали уже после Великой Отечественной. На снимке «Победа» в специальной комплектации для такси. От обычных версий ГАЗ-20А отличался шашечками, таксометром и износостойкой обшивкой из дерматина.
“Москвич-407Т”
«Москвичи» в роли таксомоторов? Да, такое тоже было, хотя в памяти народной эти машины сохранились куда в меньшей степени, нежели «победы» или «волги». Специальная версия «Москвич-407» для такси получала букву Т в индексе. Список отличий от стока — по минимуму. Шашечки, таксометр и зеленый огонек под лобовым стеклом.
“Волга” в Афгане? Теперь ты видел все…
Своя таксишная спецверсия была и у 21-й «Волги». Впрочем, этот конкретный экземпляр интересен совершенно по другой причине. Подивитесь, в какие гребеня занесло любимую машину Юрия Деточкина! Снимок, между прочим, сделан в Кабуле (Афганистан). Причем, датируется он не раньше, чем 90-ми годами! Да, «волжанка» выглядит потрепанной, но все равно это еще не руины на колесах, а действующий таксомотор. Вот что можно смело называть завидным долголетием!
ГАЗ-24-01
«Двадцатьчетверка» стала самым массовым автомобилем такси Советской эпохи. Машины для таксопарков уже на заводе получали дефорсированный 85-сильный мотор, способный переваривать 76-й бензин, отделку салона из кожзама. Кроме того, из списка оснащения вычеркивали подлокотник дивана и радиоприемник.
Fiat 600 Multipla
Перенесемся из СССР в солнечную Италию. Главным таксомотором Апеннинского полуострова всегда был FIAT — это понятно. Любопытно, что во второй половине 50-х на линию выходили однообъемные «Мультиплы», построенные на шасси модели 600. Уже тогда светлые головы стали понимать — вагонная компоновка для службы в такси самое оно!
ВНИИТЭ “Перспективное такси”
Но до ума идею такси-моноспейса довели в… СССР! Созданный специалистами ВННИТЭ (Всероссийский научно-исследовательский институт технической эстетики) проект «Перспективного такси» или просто ПТ слыл очень прогрессивной машиной для 60-х. Сдвижные двери, ровный пол, огромный по тогдашним меркам салон, в который, как видите, вмещалась даже детская коляска. Узлы и агрегаты «москвичевские». Разумеется, дальше опытного образца дело не пошло…
Mercedes-Benz W115
Европа же, тем временем, таксовала на классических седанах. Знаменитый 115-й кузов Mercedes-Benz стал синонимом такси 60-70-х. На такой машине с дизельным мотором греческий таксист Грегориос Сачинидис намотал 4,6 миллиона километров, поменяв по ходу дело 11 двигателей. И все равно верится с трудом…
LTI TX4
Традиционный облик лондонского такси на протяжении десятилетий менялся крайне незначительно. Даже в последней на данный момент инкарнации традиционного LEVC TXI можно увидеть черты Austin FX3 1948 года. На снимке модель TX4, выпускавшаяся с 2007 по 2017-й.
Nissan Cedric Y31
Nissan Cedric Y31 выпускался с 1987-го по 2015-й. Великолепная надёжность, отличная плавность хода и классический дизайн сделали его настоящим супергероем своего амплуа.
Ford Crown Victoria
Примерно тоже самое можно сказать и про американского коллегу «Седрика» — Ford Crown Victoria. Мы привыкли видеть эту машину в полицейской ливрее, но в Штатах «Краун» ассоциируется и со службой в такси. Прочная рама и низкофорсированный многолитровый мотор — отличный фундамент для десятилетий верной службы.
Toyota JPN Taxi
Для сравнения посмотрите на современный японский таксомотор. Это Toyota JPN Taxi с гибридной силовой установкой от «Приуса» и сдвижной пассажирской дверью.
Nissan NV200 NY Taxi
А вот это, как ни странно, новое нью-йоркское такси. Объемный, вместительный, но такой скучный Nissan NV200.
Ну а вот так (ну или почти так) выглядит типичное российское такси наших дней. Если мы и сгущаем краски, то лишь самую малость…