Название сумасшедшего спорткара маленькой, но гордой британской компании TVR, происходит от имени трехглавого пса из греческой мифологии, охраняющего выход из царства мертвых и не позволяющего умершим возвращаться в мир живых. Пикантность здесь состоит в том, что автомобили TVR сами по себе отправили массу водителей в царство мертвых…

Cerbera стала первым автомобилем компании, оснащенным двигателем Speed Eight V8 собственной конструкции, способным развивать до 440 лошадиных сил. До этого TVR приобретала двигатели на стороне: у Rover, Ford и Triumph, но несмотря на то, что компанию постоянно лихорадило, инженеры смогли довести разработку собственного мотора до серийного производства, возведя Cerbera в ранг одного из самых быстрых автомобилей своего времени.

Главным инженером проекта V8 был инженер Эл Меллинг – человек проектировавший двигатели для всего, от мотоциклов Norton, до болидов Формулы-1. Также в разработке участвовали Джон Равенскрофт и тогдашний босс TVR Питер Уиллер, в результате чего проект получил кодовое название AJP8, по первым буквам имен каждого инженера. Результат их изысканий (Speed Eight) называли одним из лучших атмосферников своего времени: самая высокопроизводительная версия мотора развивала мощность около 100 л.с. с литра рабочего объема. Это солидно! Собирались TVR Cerbera по классической для мелкосерийного (считай кустарного) производства схеме: на стальной каркас устанавливался легкий кузов из стекловолокна.

Автомобили TVR заслужили совершенно дикую репутацию, благодаря отсутствию каких-либо систем безопасности. Не было ни ABS, ни антипробуксовочной системы, или чего-то другого. Только аналоговый опыт вождения, который жаждали ощутить энтузиасты по всему миру, но многие переоценив свои способности, разбивались!

Cerbera предлагалась в четырех вариантах: 4,0-литровый TVR Speed Six мощностью 350 лошадиных сил, 4,2-литровый Speed Eight мощностью 360 л.с., 4,5-литровый Speed Eight мощностью 420 л.с. и, наконец, наиболее редкий 4,5-литровый Speed Eight “Red Rose” мощностью 440 л.с.

4,5-литровые версии сегодня наиболее желанны для коллекционеров и любителей пощекотать нервы на влажной дороге: при весе в районе 1100 кг Cerbera c четырьмя с половиной сотнями лошадей под капотом разгонялась до 100 км/ч за 4,1 секунды, развивая максимальную скорость практически до 300 км/ч. TVR не для слабонервных! Фиолетовый автомобиль на фото с самым скромным двигателем Speed Six, но номера со зловещими цифрами “666” как ничто другое передает характер TVR Cerbera!
В салоне четыре кресла, но задние места рассчитаны только на детей или совсем миниатюрных взрослых. При этом, инженеры TVR пытались позаботиться о пассажирах – переднее пассажирское кресло двигается вперед дальше водительского, освобождая место для дог хотя-бы для одного заднего пассажира. Посадочную формулу можно охарактеризовать как 3 + 1. Внутренняя отделка достаточна приличная, используются дорогие материалы, дизайн интересный! Да и в экстерьере есть фишки, характерные исключительно для TVR, например, отсутствие традиционных дверных ручек – двери отпираются кнопками на нижних частях боковых зеркал! С непривычки можно долго и упорно пытаться попасть в автомобиль.

Всего удалось выпустить 1490 экземпляров TVR Cerbera, а до наших дней благодаря необузданной управляемости и приличной мощности сохранилось значительно меньше.
Сегодня такие снаряды для самоубийц уже никто производить не позволит, государства заботятся о своих гражданах…
Фото: Historics Auctioneers