“Всё новое — это хорошо забытое старое” — эта фраза как нельзя лучше описывает ситуацию с индустрией электромобилей. За последние 10 лет, продажи электромобилей увеличиваются с огромными темпами, но это не потому что это абсолютная новинка, отнюдь. Более того, Илон Маск, владелец крупнейшей компании по производству электромобилей Tesla, и даже сам великий Никола Тесла не “изобретали велосипед”, как иногда многие ошибочно считают. Автомобили с электроприводом не моложе старых добрых повозок с ДВС, и также берут свои истоки ещё в 19м столетии.
Несмотря на рост рынка автомобилей с электроприводом за последнее десятилетие, в мире было больше производителей электромобилей 100 лет назад, чем сегодня. Сотни производителей конкурировали на новом, ещё не изученном, и все еще неорганизованном автомобильном рынке, где изначально доминировали электрические автомобили. Некоторых это может удивить, но это правда — в 1884 году, за 20 лет до создания эпохального Ford Model T Генри Фордом, в Лондоне, изобретатель Томас Паркер (англ. Thomas Parker) представил свой полностью функционирующий электромобиль с возможностью перезарядки.
И вот, в 1899м году, первый рубеж скорости в 100км/ч был побит бельгийцем Камиллем Женатци.
Установление рекорда скорости было очевидным и бескомпромиссным способом получить всемирное внимание, и известность для производителя и доказать свои способности. Это было серьезное противостояние двоих энтузиастов-индустриалистов — между бельгийцем Камиллем Женатци (фр. Camille Jenatzy) и французом Шарлем Жанто (фр. Charles Jeantaud), и их компаниями. К слову, электромобиль Жанто вошел в историю, как первый наземный автомобиль, поставивший первый абсолютный рекорд скорости в 63,13 км/ч, установленным в декабре 1898 года пилотом графом Гасто́ном де Шаслу́-Лоба́ (фр. comte Gaston de Chasseloup-Laubat).
Камиль Женатци и его Le Jamais Contente, 1899 год.
Женатци, был сыном Константа Женатци — производителя резиновых шин, которые в то время были новинкой. Камиль получил образование инженера и заинтересовался автомобилями с электроприводом. Он, в свою очередь, желающий занять нишу на многообещающем парижском рынке электрических экипажей, запустил фабрику, которая должна была производить множество электрических экипажей и грузовиков. Он яростно состязался с Шарлем Жанто, выясняя, кто же из них делает более быстрые автомобили. Чтобы убедить в триумфе его компании, Женатци построил прототип в форме пули из сплава «партиниум» (листовой алюминий, легированный вольфрамом и магнием).
Соперничество за автомобильные рекорды сразу же было напряженным — за шесть месяцев Жанто и Женатци шесть раз ставили и били рекорды, что в итоге привело к тому, что в апреле 1899 года Женатци таки победил в этой схватке, побив первый рубеж скорости в истории, разогнав свой электромобиль до 105,88 км/ч.
Это можно считать точкой отсчета, с тех пор люди не переставали бороться за рекорды, и спустя более, чем 100 лет, борются за отметку в 2000км/ч, что превышает первый рекорд в 20 раз. Мог ли Женатци представить, что автомобиль когда-нибудь будет способен разогнать такую скорость? Навряд ли.
Во время одной из попыток установить рекорд. 1899 год.
“Вечно Недовольная”, названная так из-за неудовлетворенностью предыдущими 5 попытками установить рекорд скорости, имела конструкцию с открытым кузовом, типа «торпедо», аэродинамической формы, установленным на раму. Высокое расположение водителя и открытое шасси снизу кузова сильно портили аэродинамику. Не исключено, что если бы Женатци разместился в полу-лежачем положении, можно было бы развить куда большую скорость. Автомобиль приводится в движение от двух электродвигателей прямого привода Postel-Vinay общей мощностью 50 кВт (67 л.с), смонтированных в задней части кузова. Аккумуляторные батареи расположены на шасси внутри кузова и на задней оси. Максимальная сила тока 250 Ампер при напряжении 200 Вольт. На автомобиле использовались шины фирмы Michelin с массой в снаряженном состоянии 1000 кг.
Женатци с женой после установления рекорда. Судя по выражению лица этой леди, кажется, понятным откуда на самом деле взялось такое название…
На данный момент автомобиль находится в музее в Компьене, Франция, а его реплика, построенная студентами в 1993-94 годах иногда даже выезжает на трек.
Реплика на одной из выставок. Наши дни.
Несмотря на рекорды скорости и успехи в продажах, электромобили были практически полностью вытеснены из рынка на последующие 100 с лишним лет автомобилями с ДВС.
Был ли это заговор нефтяников, можно будет вскоре узнать в моих следующих статьях.
Спасибо за чтение, надеюсь, Вам понравилось!