Думаю, нет такого автолюбителя, который бы не слышал о легендарном “конфликте” Энцо Феррари (англ. Enzo Ferrari) и основателем одноименной компании Ферруччо Ламборгини (англ. Ferruchio Lamborghini): существует версия, рассказанная сыном Ферруччо Ламборгини, гласит, что Ламборгини приехал на фабрику к Энцо Феррари пожаловаться на качество сцепления в своём автомобиле Ferrari 250 GT. Энцо отправил Ламборгини обратно с пожеланием и дальше заниматься тракторами, потому что в автомобилях, а тем более спортивных, Ламборгини ничего не понимает. Ламборгини вернулся на фабрику, разобрал трансмиссию в своём Ferrari 250 GT и обнаружил, что производитель многих деталей тот же, что и в тракторах Lamborghini. На своих складах он нашёл подходящую замену, и после сборки проблема была решена.
Ферруччо решил, что его автомобиль будет иметь двигатель V12, этот двигатель был также выбран по экономическим причинам. Ферруччо привлёк к своему проекту талантливого инженера Джотто Биззарини (англ. Giotto Bizzarrini), владельца компании Bizzarrini S.p.A, который до этого разрабатывал V12 для Ferrari. Прототип автомобиля Lamborghini 350 GTV был представлен общественности на автошоу в Турине в октябре 1963 года. В марте 1964 года был показан первый серийный автомобиль Lamborghini 350 GT. Продажи серийной версии были весьма успешными. Рождённый под знаком тельца, Ферруччо Ламборгини украсил автомобиль логотипом с изображением быка. Так началась история марки Ламборгини…
Еще в 1963 году Ферруччио начал инвестировать в совершенно новый завод, чтобы создать свой идеальный GT (Gran Turismo — скоростное купе для дальних поездок), но самый первый автомобиль Lamborghini из когда-либо созданных, 350 GTV, был фактически спроектирован и построен в небольшой уединенной части его тракторного завода в Ченто, потому что его завод в Сант’Агата еще не был завершен. У Ферруччо уже буквально “чесались руки” и ему не терпелось показать всему миру, что он может делать не только хорошие тракторы, но и отличные автомобили.
Ферручо Ламборгини между двумя своими детищами: Lamborghini Jarama и Lamborghini трактор.
Двигатель для его собственной машины должен был быть только V-12, поэтому, Ферруччио заключил контракт с Джотто Биззаррини, который незадолго до этого покинул Ferrari после работы над легендарным Ferrari 250 GTO. Спроектированный Биззаррини двигатель Lamborghini V12, стал базой, которая фактически будет использоваться до появления Murcielago много лет спустя.
Ферруччо настаивал на том, что его новый автомобиль должен быть оригинального производства и не может быть заимствован у других компаний — это должен быть двигатель, специально построенный для его будущих автомобилей. Требования Ферручо были выполнены и он получил свой абсолютно новый двигатель.
Первые испытания 15 Мая 1963 года показали мощность в 350 лошадиных сил при 8000 об/мин. Но Ферруччо не хотел крайне быстрого гоночного, но ненадежного двигателя, так как он планировал создать свой “идеальный GT”. Поэтому, мощность была снижена до «всего» 270 л.с. при 6500 об/мин для серийного автомобиля 350 GT в пользу надежности. Требовательный Ферруччо хотел, чтобы его двигатели не требовали никаких вмешательств в первые 70 000км. Интересный момент — в то время ходили противоречивые слухи, что новый двигатель для Ламборгини будет сверхмощным и чуть ли не самым уникальным в мире, потому что Биззаррини якобы получал оплату в соответствии с мощностью двигателя (по логике “больше лошадиных сил — выше оплата”). Тем не менее, двигатель хоть и был на то время крайне спортивным, но не впечатляющим для замечтавшейся публики.
Естественно, двигатель был самой важной частью в этом автомобиле для самого Ламборгини, но ему все еще нужны были и другие компоненты, такие как шасси и красивый кузов. Ферруччо хотел произвести впечатление на людей своей первой машиной, и более того, сделать лучше, чем у Ferrari.
Франко Скаглионе (англ. Franco Scaglione) разработал дизайн 350 GTV под пристальным наблюдением самого Ферруччо, который буквально указывал Франко о виде каждой детали. Скаглионе был известным дизайнером в начале шестидесятых, он отвечал за дизайн знаменитого Alfa Romeo Giulietta Sprint с 1954 года и прототипы Bertone Bat Alfa пятидесятых годов. Причина, по которой Ферруччо выбрал Скаглионе, была еще одной легендой, витавшей вокруг Ламборгини — он якобы объяснил свой выбор дизайнера ответом журналистам: «Ну, в начале шестидесятых было довольно много дизайнеров и стилистов на выбор. Но Скаглионе прибыл на собеседование в большом блестящем Мерседесе, был безукоризненно одет в прекрасный костюм и в сопровождении потрясающе красивой секретарши. “Ваша машина будет готова через неделю”, — сказал он мне. Поэтому я дал ему эту работу.»
Это подчеркивает, что у Ферруччо была очень сильная личность — он был очень харизматичным человеком, который точно знал, поэтому постоянно требовал от его подчиненных выполнения его указаний. У Скаглионе изначально не было никаких чертежей и четких размеров над чем предстояло работать, он получил лишь некоторые неопределенные размеры шасси и многочисленные пожелания и идеи Ферруччо. Времени было так мало, что Скаглионе даже не получил подробных размеров двигателя для этого автомобиля. Маленькая мастерская Sargiotto Bodywork построила свой автомобиль для Ламборгини, ориентируясь только на профильные рисунки и общие чертежи, разработав свою систему выдвижных фар, что заслуживает большого уважения и демонстрирует настоящий Итальянский подход к автомобилям.
Прототип был выполнен в ярком металлическом синем оттенке и был представлен прессе в Сант’Агате 29 октября 1963 года. Во время этого предварительного показа Ферруччо с гордостью демонстрировал свои первые попытки вырваться на автомобильный рынок. Завод все еще не был полностью закончен, и кожаный салон пришлось заказывать у стороннего портного.
Тем не менее, это не волновало самого Ферруччо, так как по очередным слухам, ходившим среди итальянских автолюбителей, очевидно, поклонников Ferrari, у Ламборгини возник конфуз с двигателем. Новый 3,5-литровый двигатель был настоящим произведением искусства, но после того, как двигатель был готов к установке в готовый автомобиль, инженеры просчитались — он просто не подходил под размер плоского капота. Было решено демонстрировать двигатель на подиуме рядом с автомобилем. Но все это оказалось лишь слухами — журналисты увидели действительно впечатляющий автомобиль, а Ferrari — достойного конкурента.
Первый публичный дебют 350 GTV, Слухи развеяны.
Сам автомобиль отличался большим количеством хрома, аккуратно интегрированным в общий дизайн, даже собственная подпись Ferruccio была прикреплена болтами к переднему и заднему капоту в сочетании с потрясающим хромированным окруженным изогнутым ветровым стеклом и очень угловой задней секцией, 350 GTV выглядел освежающе новый по сравнению с другими автомобилями в шестидесятые годы, приятной деталью были шесть выхлопных труб сзади, три на каждом углу, которые даже были сохранены на некоторых очень ранних моделях производства 350 GT.
Подпись самого Ферруччо. Многие владельцы Lamborghini легко бы поменяли автомобиль с надписью Huracan или Aventador на машину с подписью Ламборгини.
Стоит отметить, что у этого самого первого экземпляра даже не были установлены педали или стеклоочиститель, как это часто бывало у заокеанских коллег из Chrysler. Кроме того, на первом шасси не было даже смонтированных на нем креплений, чтобы закрепить двигатель, также тормоза не были подключены, и даже вращающиеся фары не работали. Но все же, несколько дней после первоначальной презентации автомобиль был отправлен на автосалон в Турине 1963 года, где привлек большое внимание публики, получив смешанные отзывы — как плохие, так и хорошие.
Уже на ежегодном автосалоне в Турине, двигатель действительно был выставлен отдельно от машины для
демонстрации технологического прорыва новоиспеченной автомобильной марки, и вдобавок, предприимычивый Ламборгини решил использовать оптический эффект — он расставил зеркала вокруг автомобиля, чтобы создать иллюзию наличия более, чем одного автомобиля. Ламборгини даже получил первый заказ на автомобиль прямо во время шоу, но был вынужден отказать, так как прототип был ещё не готов. Это подтолкнуло его к настройке серийного производства на базе 350 GTV.
Lamborghini 350 GTV на автошоу в Турине, 1963 год.
В течение последующих 20 лет, уникальный автомобиль был полностью заброшен и оставлен без внимания. После того, как производству потребовалось больше места и сил, завод переехал на новое место, оставив концепт с номером шасси 0001 на старом месте. Lamborghini 350 GTV был окончательно заброшен под открытым небом, рядом с другими редчайшими прототипами Lamborghini.
Состояние автомобиля после долгих лет забвения.
Оригинальный двигатель V12 хранился в углу завода, где позже был скрыт от глаз большим количеством коробок с автоматическими трансмиссиями для модели Espada. У компании не было бюджета и времени на восстановление автомобиля своими силами, но они все равно не хотели его продавать. Наконец, в 1985 году, во время управления компанией Патриком Мимраном (англ. Patrick Mimran), Романо Бернардони (англ. Romano Bernardoni), на то время владелец самого большого диллерского центра Lamborghini в Италии EmilianAuto, и его двоюродный брат Стефано Пасини (англ. Stefano Pasini) смогли убедить Патрика Мимрана продать некоторые из старых машины, стоящие на территории старой фабрики. Бернардони заверил Мимрана, что он вернет автомобиль в свое первоначальное состояние.
Вскоре стало ясно, что “остатки” от 350 GTV были не в лучшей форме, и найти правильные детали было не так просто. Естественно, потребовалось много времени и денег, чтобы вернуть этот единственный в своем роде Lamborghini в его оригинальный вид. Реставрация кузова была доверена Дино и Джулиано Торелли (англ. Dino and Giuliano Torelli), которым действительно повезло, что изогнутое переднее лобовое и большое заднее стекло все еще остались нетронутыми. Поскольку двигатель был забыт более 20 лет, внешний вид не внушал никакой уверенности, что его не прийдется собирать по крупицам. Но когда двигатель был разобран, внутренняя часть была в превосходном состоянии — цилиндры все еще были такими же блестящими, как когда они были установлены более четверти века до того. Вся выхлопная система была построена с нуля — по-видимому, она не была закончена еще в 1963 году. Бернардони даже установил стеклоочистители от серийного 350 GT, чтобы сделать полностью функционирующий автомобиль. Единственная деталь, которую восстановить не удалось — часы с панели приборов.
Полностью восстановленный салон.
Потребовалось четыре года, чтобы восстановить 350 GTV. Реставрация была закончена 26 января 1990 года, через 26 лет после первого публичного выступления и всего через несколько дней после дебюта Diablo. Готовый автомобиль был показан самому Ферруччо, который высоко оценил масштабную работу. Он заметил, что его подпись, которая никогда не появлялась ни на одном из серийных автомобилей, построенных позже, вновь появилась на машине. Автомобильные историки отмечают, что оригинальная подпись, с фотографий 1963 года, была потеряна, поэтому, во время реставрации была использована новая, соответствующая времени реставрации подпись от самого Ферруччо.
350 GTV после завершения реставрации.
Классический 350 GTV был теперь окрашен в темно-металлическом зеленом цвете и получил новую светло-тонированную кожаную обивку салона. Одним из немногих вещей в интерьере, который никак не соответствовал оригиналу, было рулевое колесо, от классического Lamborghini Jarama, так как оригинальный трехспицевый руль получил критические повреждения во время пребывания на заводе. Этот прототип был теперь полностью управляемым и был даже протестирован одним из итальянских автомобильных журналов в 1990 году, получив крайне положительный отзыв, как для автомобиля, впервые за 35 лет оказавшегося на дороге.
Еще один интересный факт: этот темно-зеленый цвет был протестирован на автомобиле еще в 1963 году, но Ферруччио не понравился цвет и автомобиль перекрасили в синий металлик, породив волну слухов, что были построены две машины, и второй была 400 GTV. Сейчас доподлинно известно, что был только один реальный частично недостроенный ещё в 1963 году 350 GTV и деревянный макет прототипа, который сейчас можно увидеть в Музее Ферруччо Ламборгини.
Деревянный макет из музея.
Эта бесценная часть истории Automobili Lamborghini SpA позже был приобретен Исао Норитаке (англ. Isao Noritake), президентом японского клуба владельцев Lamborghini, автомобиль находился в коллекции Норитаке до тех пор, пока ремонт завода Ламборгини не был завершен, и этот единственный в своем роде Lamborghini был помещен в официальный музей, рядом с другими особыми автомобилями марки, такими как прототип Diablo Roadster и самый последний Countach. На сегодняшний день, рулевое колесо от Jarama было заменено на реплику оригинала.
Позже этот автомобиль был куплен Альбертом Шписсом (aнгл. Albert Spiess), коллекционером из Швейцарии, который владеет большим количеством особых Lamborghini, среди которых, есть еще один концепт-кар Lamborghini Marzal и изготовленный на заказ Lamborghini 5-95 Zagato. В начале 2013 года страховая компания Hagerty Insurance была приглашена установить стоимость 350 GTV, оценив автомобиль $3 000 000 — $5 000 000.