Завершение второй мировой войны в 1945 году было встречено людьми во всем мире с огромным облегчением и радостью. В самом деле, наиболее кровопролитный конфликт в истории человечества, продолжавшийся шесть лет, и стоивший огромную цену — более пятидесяти пяти миллионов жизней наконец окончился.
А это значило, что пришло время налаживать мирную жизнь, и возвращаться к довоенным реалиям. Мир после войны стал однако, другим, и складывающаяся послевоенная картина двухполярного разделения стран не могла не коснуться всех областей человеческой жизни. В том числе и автомобильной жизни.
Шесть лет войны оказали огромное влияние на все процессы, которые там происходили, сместив акценты производства, привнеся совершенно новые технические решения и даже новые классы автомобиля, которых не было до войны.
Европа, со своей разрушенной экономикой, инфраструктурой и фактическим коллапсом транспортной системы безоговорочно уступала пальму первенства заокеанской автомобильной промышленности. В Америке же, которая за войну выпустила несколько десятков миллионов автомобилей начиналось время полного расцвета автомобилестроения. Американские автомобили доминировали на всех континентах, в том числе и в странах, где они ранее во многом уступали местным производителям. В Европе таковыми оказались Франция и Германия.
О Франции в рамках этой статьи рассказа не будет, а вто немецкие реалии конца сороковых — и пятидесятых я постараюсь обрисовать. Двумя словами, это можно назвать — катастрофа и безнадежность. В самом деле, выступить в течении неполных тридцати лет зачинщиком двух мировых воин, обе проиграть, безвозвратно утратить больше пятнадцати миллионов человек, стать объектом ненависти и осуждения большей части земного шара, и виновниками чудовищных преступлений, о которых нельзя читать без содрогания.
В общем, немцы отличились по полной программе, оставшись в итоге около разбитого корыта, в оккупированной, разделенной стране, в которой свирепствовал голод, холод, чувство упадка и апатии. Такой предстала Германия в первые послевоенные годы.
Однако, чего у немцев никогда было не отнять — это любви к порядку, и врожденного трудолюбия. Плюс начавшееся противостояние между союзом и сша привело к тому, что зоны оккупации в 1949 году стали самостоятельными государствами — ГДР и ФРГ. Обе страны принялись, при поддержке своих союзников отстраивать разрушенное, и развивать собственную экономическую модель. И если ГДР решил пойти по пути союза, став “витриной социализма”, то в ФРГ экономика развивалась на основе рыночных преобразований.
Принятый в 1948 году “план Маршалла” позволил привлечь в экономику ФРГ инвестиции из-за рубежа. И хотя все далеко не так просто и однозначно было с этим планом, о котором и сегодня спорят историки и экономисты. Тем не менее, он позволил в достаточно короткий срок запустить промышленность ФРГ, в первую очередь — приборостроение, автомобилестроение и судостроение.
Нас интересует второй пункт. Все вы прекрасно знаете, что Германия выступила вообще пионером мирового автомобилестроение, и первый современный автомобиль был построен именно там, в Мангейме, 1886 году. Потому неудивительно, что уже через пять-шесть лет после окончания второй мировой войны, Германия существенно продвинулась в восстановлении своей автомобилестроительной отрасли.
На рынок вышли автомобили, котрые позволили немецким производителям не только удовлетворить спрос на категории автотранспорта внутри страны, но и выйти на внешние рынки, экспортируя достаточно большую номенклатуру машин в другие страны, открывая там автосборочные предприятия, и в принципе принося достаточно большую долю поступлений валюты в казну государства. Все пятидесятые годы шло стремительное качественное и количественное развитие немецкой автомобильной промышленности.
Одним из тех, кто способствовал возрождению, был бессменный послевоенный канцлер ФРГ Конрад Аденауэр. Признавая его заслуги в этом, “Мерседес” даже назвал флагианский лимузин в честь канцлера.
А сейчас хотел бы предложить своеобразный хит-парад моделей немецких автомобилей 1950-х годов, ставших бестселлерами своего времени.
1. Volkswagen Kafer
Легенда номер один немецкого автопрома, творение великого Фердинанда Порше. Самое большое количество собранных экземпляров в истории — более 21 миллиона. И годы производства — 1938-2003.
2. BMW Isetta
Это БМВ Изетта. Автомобиль, который спас фирму от банкротства в 1955 году. Такие машинки были очень популярны в послевоенной европе — дешевые в цене, неприхотливые в эксплуатации, для поездок в киоск за пивом или продуктами, ну или по городу самое то.
Изетту в 1950 году разработали итальянские инженеры, и вот такой необычный дизайн с дверьми применили.
Они продали лицензию на производство машинки в Францию, Британию и Германию.
Но масштабно — в количестве 160 тысяч штук она выпускалась только на БМВ, которое поправив дела, вложилось в разработку нового семейства машин, и начало возрождаться. Изетту выпускали до 1964 года, сейчас она — большая редкость
3. Opel Olympia
4. Messerschmitt Kabineroller
5. BMW 501
6. Volkswagen Transporter
7. DKW F9
8. Opel Blitz 3
9. Mercedes 190 SL
10. Borgward Isabella