Сегодня предлагаю вам посетить интересный уголок Балкан, небольшую Черногорскую деревушку, расположенную на побережье Адриатического моря.
Кажется, что жизнь здесь остановилась с развалом Югославии.
Особенно колоритно выглядит автопарк: местные пылят по дорогам на древних Renault, Zastava и прочих Yugo. Данная местность интересна также оливковой рощей с тысячелетней историей, среди которой приютилась мастерская героя нашего репортажа.
По профессии гражданин Чой – художник по обработке дерева, камня, кости и рога, причем с высшим образованием, и первоначально занимался производством надгробий. Деятельность не совсем романтичная, но удовлетворяющая финансовые потребности нашего героя сполна:
Чой: «Ебашил надгробия, и был в шоколаде!»
В лихие 90-е судьба свела Чоя с Дмитриев Парфеновым, знаменитым Питерским конструктором и дизайнером. Работая в ателье Парфенова, Чой приложил руку к созданию бронеавтомобиля Комбат Т98.
Позже в Москве, на протяжении семи лет, был частью команды ателье «Карди», где занимался проектированием автомобилей и дизайном обвесов.
К слову, из конструкторского бюро «Карди» вышли люди, впоследствии создавшие суперкар Marussia и нынешнюю гордость отечественного автопрома – Aurus. В «Карди» многое приходилось делать своими руками:
Чой: «Мастер модели, матрицы и прочее —делал сам, весь был в говне с ног до головы. В «Карди» правило было — сам нарисовал, сам ебашь!».
С начала «нулевых» сотрудничает с небезызвестной студией Артемия Лебедева.
Чой: «Из студии я нырнул в виртуальный мир, став арт диром “Rise of Flight”. Три года ебашили. Собрали все авиасимуляторные призы на несколько лет подряд. А потом еще и спасли бренд ИЛ2. Оттуда я сразу в Черногорию и свалил.»
Знакомство Чоя с мототехникой началось благодаря интересу и любви к авиасимуляторам, для которых он когда-то отрисовывал детали. Стоит отметить, что наш герой никогда реально не эксплуатировал мотоциклы, за исключением мопеда Рига-13, который был у него в глубоком детстве.
После переезда в Черногорию, Чой, как дизайнер техники, не потерявший интерес ко всяческим механизмам, познакомился с самыми распространенными на Балканах мопедами – марки Tomos. Привлекли они внимание нашего героя с точки зрения дизайна, деталей, простоты конструкции и прочих эстетических составляющих:
Чой: «А потом насмотрелся на Томосов. Они меня впечатлили дизайном. Полез изучать его историю. Ну и залип. A, когда попробовал на ходу, тут же авиасимуляторное прошлое включило синапсы!»
Первый свой мопед Tomos, Чой приобрел по случаю променада около аэропорта Подгорицы, у действующего вертолётного механика.
Дальше больше! Чой был завсегдатаем Ириш-паба в Подгорице, с хозяином которого он состоял в приятельских отношениях. И за одной из душевных бесед они подняли мото-тематику, результатом чего стало знакомство с чемпионом Черногории по мотокроссу — Райко Ивановичем.
Чемпионом он стал в далеком 1968 году, когда Чоя ещё не было на свете, Брежнев с Тито обнимались, и Югославия присоединилась к Договору о нераспространении ядерного оружия.
Райко сейчас в возрасте, катается по мотоциклетным соревнованиям и занимается там настройкой моторов непосредственно перед гонкой.
Дело в том, что на данный момент он лучший моторист в Черногории. Но годы берут свое, сил и энергии становится все меньше. Именно поэтому, после долгих бесед, герою нашего репортажа перепала коллекция мопедов Tomos – Иванович хотел её передать в правильные руки, чтобы мопеды обрели новую жизнь, а не гнили в сарае.
На данный момент у Чоя в гараже находятся 14 мопедов, 4 из них в процессе кастомайзинга. Занимается он этим в свободное от основной работы время.
Усложняет процесс — отсутствие оборудования, в гараже имеется лишь стандартный набор инструментов автолюбителя и тиски.
Создание кастома — затратное дело не только по времени, но и в финансовом плане, что тормозит все работы. Интересоваться экономической составляющей я не стал, ибо считать чужие деньги – дело не благодарное, но один яркий пример привести могу: на поиск фары для одного из мопедов было потрачено 200 евро и месяц времени!
Мопеды собираются не для продажи, я бы это назвал поиском форм, самообразованием по рукоделию, познанием профессии механика, кузовщика, маляра, швеи, моториста…
Чой перекидывает запчасти с одного мопеда на другой (бензобаки, рамы, крылья, моторы), тем самым пытаясь найти золотую середину для каждого из проектов.
Цель всего этого мероприятия — собрать маленькие мотоциклы из мопедов c разными стилистическими решениями, чтобы они имели завершённые формы, стиль. Вот их уже можно будет продавать.
Но у веселого Чоя с клиентами разговор будет коротким:
Чой: «Желания клиента меня не ебут!»
Есть в работе и коммерческий проект – создание кастома спонсируется заказчиком. Интересным условием этого мероприятия является то, что Чой строит проект по собственным соображениям и мнение заказчика ему не интересно.
Остается только довериться мастеру!
Макс: «Чой, где та самая грань между кастомайзингом и колхозом?»
Чой: «Колхоз как правило это — имитация увиденного, набор не связанных между собой деталей. Дешевизна, которая хочет выглядеть богато. Кастом — создание нового на основе культуры и канонов.»
Спасибо за внимание. Продолжение следует.
Над статьёй работали Макс Барканов. Фото автора, Татьяны Стативченко, Сергея Курдюкова. Редактор Сергей Клюшниченко.