В далеком детстве, мы мальчишками прогуливались по набережной и дворам в районе “Экспоцентра”, надеясь, что кто-то из “фирмачей” выбросит на улицу рекламные проспекты на мелованной бумаге. Иногда, правда, в крайне редких случаях, они оказывались автомобильными. Вот же были времена…
Впрочем, интересные находки в самых неожиданных местах можно сделать и сегодня. Буквально на днях уважаемый VintageGuru прислал в личку сканы совершенно классного автомобильного календаря за 1995-й, по случаю найденного на свалке строительного мусора. Серия календарей Remember Japanese Historic Car Graffiti почти столь же эпична, как и запечатленные на них машины. Причем, этих иллюстраций практически нет в интернете. Надеюсь, рисунки прекрасного мастера Масаки Окамото сделают ваш день немного лучше.
Nissan Skyline 2000 GT-R C110 (1972-1973)
Мы привыкли считать Skyline чисто “ниссановской” валютой, хотя на самом деле эта торговая марка впервые появилась на автомобилях фирмы Prince. В 1966-м Nissan и Prince объединили усилия. Но то, что поначалу казалось сотрудничеством обернулось поглощением. Вскоре все модели Prince без шума и пыли переименовали в “ниссаны”. В том числе и премиальную линейку Skyline.
На этом рисунке, пожалуй, самая редкая версия “Скайлайна” в истории. Топ-вариант двухдверки в кузове С110 с 2-литровой рядной шестеркой мощностью 160 л.с. представили осенью 1972-го. Но уже весной 1973-го из-за нефтяного кризиса выпуск машины прекратили. Говорят, всего в Японии продали 197 Skyline GT-R в этом кузове. На экспорт машина также не шла. Короче говоря – уникум
Mazda Savanna RX-7 SA/FB (1978-1985)
Сегодня вспоминая легендарную RX-7, мы обычно имеем в виду модели второго (FC) и третьего (FD) поколений. Однако, история этой удачной роторной франшизы началась еще в конце 70-х с машин вот в этом кузове. Первая “семерка” в те годы была страшна популярным спорткаром в Японии. Благодаря местному законодательству, рассчитывавшему налоги исходя из рабочего объема двигателя, 1,1-литровая RX-7 была не в тягость владельцу. При этом роторно-поршневой мотор выдавал аж 100 “лошадей”. Более редкая версия RX-7 Turbo была еще мощней – 160 л.с. Неудивительно, что Mazda RX-7 первого поколения разлетелась тиражом почти в полмиллиона экземпляров. Для спорткара – просто огонь!
Isuzu Bellett 1600 GTR (1963-1973)
Еще одна машина мгновенно генерирующая удивление. Сегодня Isuzu в лучшем случае ассоциируется у большинства с пикапами и дизельными моторами, но чаще вообще ни с чем не ассоциируется. В былые времени – и не такие уж отдаленные, к слову – эта фирма из Токио предлагала на рынке полноценную линейку легковушек, среди которых были седаны, купе и даже спорткары.
Вообще-то, Bellett это ничем особо непримечательный седан, представленный еще в 1963-м. Гораздо более стильно и спортивно, выглядела двухдверка Bellett GT 1964 года. Но самый крутой в семействе Bellet автомобиль – версию GTR – пришлось ждать еще целых пять лет. Машина не только получила тормоза с вакуумным усилителем и 1,6-литровый двухвальный мотор мощностью 90 л.с., но и стильную фишку в дизайне – вне зависимости от цвета кузова капот Bellett GTR всегда был черным. Общий тираж редкого Isuzu не превысил полтора тысячи экземпляров.
Nissan Fairlady 280Z
За много лет и много поколений спортивные “ниссаны” Z-серии оставили глубокий след в истории автогонок. От героических достижений Datsun 240Z Шектара Мехта на разбитых кенийских дорогах и направлениях ралли “Сафари” до подвигов кольцевого 240Z Боба Шарпа и Пола Ньюмана (да-да, того самого!) в американском чемпионате SCCA. И что важно – выигрывать у “зеток” всегда получалось очень красиво.
Honda S800M (1966-1970)
Эту симпатичную двухдверку вполне можно назвать дедушкой хорошо нам знакомой Honda S2000. Ведь S800 была главной (впрочем, и единственной) спортивной моделью японского бренда с 1966-го по 1970-й. “Восьмисотка” построена по законам классического британского спорткара: немного мощности, зато еще меньше веса.
Рядная 800-кубовая “четверка” в лучших мотоциклетных традициях “Хонда” крутилась до 10 000 об/мин и выдавала впечатляющие для своего объема 70 л.с. При снаряженной массе в 770 кг этого хватало для максималки в 160 км/ч. К слову, S800 стала первым серийным автомобилем “Хонда”, преодолевшим этот барьер. На рисунке изображена редкая версия 800М с повторителями поворотов на крыльях, двухконтурной тормозной системой, травмобезопасным остеклением и прочими адаптациями под планируемый (но так и не состоявшийся) экспорт модели на рынок США.
Toyota Sports 800 (1965-1969)
Тут можно немного поторопиться и, опередив события, воскликнуть: “Это же Toyota 2000GT – машина Джеймса Бонда и первый настоящий суперкар Японии!”. Но нет. На самом деле, перед нами его младший братец – двухдверное купе Sports 800, он же первый (вот это действительно точно) спорткар Toyota.
Автомобильчик получился изумительным. Очень легкий – всего 580 кг снаряженной массы – Sports 800 оснащался двухцилиндровым 790-кубовым оппозитником воздушного охлаждения, который благодаря сдвоенному карбюратору выдавал 45 л.с. Прозванная “Йота Хачи” (Toyota 8) эта машинка помимо прочего оснащалась съемной секцией крыши. По сути японцы изобрели крышу “тарга” еще до того как до нее додумались инженеры Porsche, присвоившие себе “копирайт” на подобную конструкцию.
Кстати, вот так страницы календаря выглядят сейчас. Установленные в светодиодные панели, японские классики стали настоящим украшением гаража