Mercedes-Benz 600 (W100) в 1960-х и 70-х годах был главным автомобилем для богатых, знаменитых и влиятельных людей по всему миру, будь то диктатор-людоед Иди Амин или миролюбивый музыкант Джон Леннон. Это был автомобиль – статус, на котором с достоинством перемещались политики, бизнесмены, актеры и прочие звезды! Mercedes-Benz 600, пожалуй, был единственным автомобилем своего времени, который мог сравниться с Rolls_Royce и Bentley по части комфорта и производительности! Среди владельцев “шестисотого” был и эксцентричный мультимиллионер армянского происхождения Нубар Гульбенкян.
Нубар Гульбенкян – наследник известного нефтяного магната по прозвищу “мистер 5 процентов” Галуста Гульбенкяна. В раннем возрасте отец тайком вывез мальчика в Лондон, в небольшом чемодане, поскольку в Османской империи началась резня армянского населения. Получив прекрасное образование, Гульбенкян был известен своими безупречными манерами и видел себя исключительно в роли английского джентльмена. Нубар отличался страстью к хорошим дорогим вещам, среди которых были быстрые, роскошные и редкие автомобили.
Гульбенкян владел массой великолепных автомобилей, в том числе Роллс-Ройсов, среди которых был Silver Wraith с заказным кузовом ателье Hooper. Главной “фишкой” Серебряного Призрака, используемого для поездок по Лазурному берегу, была огромная стеклянная крыша. В 1966 году Гульбенкян обратился в Mercedes-Benz с просьбой установить аналогичную прозрачную крышу на 600-й. К сожалению, в Mercedes отказались выполнить заказ, утверждая, что это поставит под угрозу структурную целостность крупного седана, что негативно скажется, в том числе, и на безопасности…
Разочарованный таким решением, нефтяной барон через подставных лиц приобрел Mercedes-Benz 600 во французском представительстве компании и поручил парижскому кузовостроителю Анри Шапрону воплотить свою идею в реальность, приложив к машине объемную пачку денег… Работа стоила больше самого автомобиля, причем львиная доля затрат пришлась на огромную стеклянную панель во всю крышу W100.
Гульбенкян сам выбирал оттенок ткани, подобный тому, который был в его Rolls-Royce, для укрытия от палящего солнца, хотя изначально планировалось использовать многослойное стекло с полостью, заполненной жидкостью для достижения того же эффекта. Задние сиденья раскладывались, чтобы владелец мог любоваться звездами, естественно в приятной компании… Как и во многих других автомобилях бизнесмена сзади был установлен дополнительный спидометр – Шульбенкян любил скорость!
Сделанный на заказ интерьер включал хорошо укомплектованный мини-бар и держатели для курительных трубок. Дополнительные стеклянные дефлекторы, установленные в задней части задних окон, снижали уровень шума от ветра при опущенных стеклах, а стекла опускать приходилось – в солнечный день в салоне было как на сковороде! Снаружи автомобиль окрашен великолепным зеленым, с более мягким фисташковым оттенком для крыши. К сожалению, на углах стеклянной крыши присутствуют трещины, красноречиво говорящие о том, что инженеры Mercedes-Benz были правы… Но поездки в роскошном интерьере, особенно ночью под звездным небом, по извилистым дорогам Сен-Тропе или Монте-Карло были незабываемы!
Под капотом 600-го “ворчал” 6,3-литровый V8 с механическим впрыском мощностью 247 л.с. Несмотря на то, что около 50 лошадей из этого числа обеспечивали работу гидравлической системы, грузный автомобиль разгонялся до 100 км/ч менее 10 секунд. Но главный акцент, был сделан все-же на комфорт – 600-й поглощал километры любых дорог не досаждая пассажиров дискомфортом!
Перед смертью в 1972 году магнат не стал скупиться и подарил уникальный Mercedes своему верному садовнику… Действительно царский подарок!
Сергей Клюшниченко