Этот довольно необычный мотоцикл MV Agusta 750 Turbo Prototype с турбонаддувом был создан в 1975 году. Он должен был доказать возможность серийного производства мотоциклов с турбонаддувом, но этого так и не случилось. Его можно считать одним из первых мотоциклов с турбонаддувом: японские компании начнут экспериментировать с подобными силовыми агрегатами лишь в конце 1970-х годов.
Вы только представьте, как изменилась бы мотопромышленность, если бы MV Agusta смогла устранить все «болячки» мотоцикла и наладить его выпуск. Основной причиной появления подобного мото-монстра является успех мотоциклов с двухтактными силовыми агрегатами в мировых мотогонках. Поэтому инженеры MV Agusta искали способы конкурировать с ними, используя существующие четырехтактные двигатели.
Установка турбонаддува на мотоциклы всегда была инженерной проблемой, ведь турбо-задержка может сделать мощный байк практически неуправляемым в определенных режимах, а места для установки необходимых воздуховодов, турбокомпрессоров и промежуточных охладителей (если они используются) очень мало.
MV Agusta 750 Turbo Prototype оснащен 830-кубовой версией серийного рядного 4-цилиндрового 750-кубового двигателя. Инженеры знали, что проблема будет в нагреве, поэтому они провели рейд в отделе аэрокосмических деталей и нашли специальное рассеивающее тепло плазменное покрытие, которое они использовали для головки цилиндров и поршней.
Выпускные клапаны заполнили натрием, а впускные сделали из титана. Мотор также получил заказной комплект из четырех титановых шатунов. Новая муфта должна была справиться с увеличенными нагрузками. Её также покрыли теплорассеивающим плазменным покрытием.
Был изготовлен новый выпускной коллектор, а для максимально возможного уменьшение турбо-лага были использованы две турбины: одна для работы на низких оборотах, а вторая — на высоких. В двигателе использовался механический впрыск топлива и электронная система зажигания. Максимальные обороты установили на уровне 10000 об/мин. Компрессия составила 12,5:1, хотя это и кажется необычным для двигателя с турбонаддувом.
Причина провала — перегрев
Несмотря на авиационные технологии и другие решения, призванные снизить температурный режим работы мотора, проблему перегрева решить так и не удалось. Турбины генерируют значительное количество тепла во время работы, и воздух, который в них сжимается, нагревается намного выше температуры окружающего воздуха.
Многие транспортные средства с турбонаддувом используют промежуточные охладители для снижения температуры, что повышает плотность воздуха в процессе. На мотоциклах обычно нет места для громоздких интеркуллеров, и большинство серийных турбо-мотоциклов современности обходятся без них.
Инженеры разработали особый полуобтекатель, который представлял собой компромисс между созданием необходимой аэродинамики для мотоцикла и обеспечением двигателя максимальным потоком воздуха для охлаждения. Обтекатель был необходим, так как прототип мог развивать скорость до 300 км/ч благодаря мощности в 150 л.с. К сожалению, никаких данных о том, разгонял ли кто-то мотоцикл до таких скоростей, у нас нет.
Алюминиевый обтекатель и задняя часть были сделаны вручную из алюминия. Особенно интересно сиденье и задняя часть, которая получила подобие спойлера, предназначенного обеспечить прижимную силу на заднем колесе. Большое лобовое стекло из плексигласа приклепывается к обтекателю.
В настоящее время уникальный прототип MV Agusta 750 Turbo ищет нового владельца. Его продадут на аукционе с ориентировочной стоимостью от 140 000 до 220 000 евро.
Сергей Бездорожный. По материалам Auction.fr и Carakoom