Сейчас модно говорить, что диски на машине обеспечивают какое-то там невероятное количество процентов общего вида. Возможно, с современными мыльницами всё так и обстоит, ведь 80% автопроизводителей предлагают 4-5 цветов с несколькими оттенками, у остальных 20% производителей есть еще пара ярких раскрасок для определенных нишевых моделей. В прежние годы, уже с заводского конвейера, палитра автомобилей была столь разнообразной, что выбрать черный или белый цвет никому даже в голову не приходило. Кроме того, смелости решений кастомайзеров тех лет может позавидовать самый отчаянный дизайнер современности.
Стать кастомайзером Дэну Джефрису было написано на роду. Родился он в 1933 году в Айове, в семье автомеханика. Что закономерно для роддера, позже в его жизни появилась Калифорния, семья переехала в городок Комптон. Уже в детстве Дэн много времени проводил в мастерской где работал отец, наблюдая как тот ремонтирует и строит гоночные авто для гравийных гонок. Однако еще больше времени он проводил в соседнем, кузовном, цеху. Там ему нравилось гораздо больше, так как перспектива возиться по локоть в грязи и масле мальчишку совершенно не привлекала. Плюс внешний вид авто интересовал Дэна гораздо больше начинки. Затем неподалёку от его дома открылась первая кастом-мастерская Джорджа Барриса. Те автомобили, что стояли у входа, полностью захватили внимание впечатлительного подростка. Дэн целыми днями ошивался вокруг мастерской, рассматривая кастомы и наблюдая за работой братьев Баррис.
В 1950 году Джефрис поступил на военную службу и был отправлен в Германию на должность картографа. Служба не была сильно обременительной, Дэн даже смог купить себе старый Horch, на котором катался по выходным. В Германии он познакомился со старым художником, который украшал пианино и домашнюю мебель длинными тонкими полосами и узорами, позже он увидел такую же технику на мотоциклах, поэтому вскоре его Horch был в страйпах от бампера до бампера.
Вернувшись в Штаты, Джефрис устроился на работу токарем, где трудился исключительно в ночное время, чтобы днём снова крутиться у дверей различных кастом-мастерских. В эту пору он крепко подружился с Вон Дачем – еще одной культовой персоной кастом-культуры. Именно он считается создателем техники пинстрайпинга в Америке. Вон и Дэн проводили кучу времени вместе, Дэн перенимал опыт у Вона. Вон Дач известен еще и как создатель символа хот роддинга “the Flying Eyeball”, однако это не совсем так. Дач в шутку рисовал третий глаз у себя на лбу, а Джефрис развил идею, создав тот самый рисунок, и в дальнейшем даже зарегистрировал права на него, но никогда не запрещал его использование Вону, тем самым признавая соавторство.
the Flying Eyeball
Первой работой Дэна стал пинстрайпинг на лодке. В среднем, за машину платили около 5$, все деньги парни обычно прогуливали по барам. В ту пору пинстрайпингом заинтересовался Джордж Баррис, и для работ на авто своих клиентов он стал привлекать Вон Дача. Однако тот обладал крайне-вздорным характером и не терпел никакого вмешательства в свою работу, и, если у Барриса были какие-то пожелания или даже просто вопросы о работе, Дач мог вспылить, послать всё к чертям и даже испортить работу полностью. Организованный Баррис этого терпеть не мог и пригласил на работу Дэна Джефриса. Парень поступил достаточно умно и не стал сходу принимать приглашение на работу, а сделал ответное предложение: снять у Барриса рабочее место и, оставаясь независимым мастером, работать и над машинами Джорджа. Работы пинстрайпера на кастомах передового кастомайзера Штатов Барриса не могли остаться незамеченными, и вскоре к нему стояла очередь.
Porsche Джеймса Дина в мастерской Барриса
Джефрис, пожалуй, был одним из немногих кастом-художников первой волны, не имеющих никакого специального и художественного образования, что совершенно ему не мешало. Он был очень наблюдательным и трудолюбивым. После первых успехов в пинстрайпинге, его сосед, победитель престижной гонки Indy 500, попросил Дэна покрасить его гоночный автомобиль. Всего через несколько лет в одной гонке могло ехать до 70% автомобилей, окрашенных Дэном.
Фото сделано за несколько минут до аварии
На почве любви к Porsche Дэн общался с киноактёром Джеймсом Дином. Именно Дэн написал на его Porsche 550 Spyder прозвище “Little Bastard” («маленький ублюдок»), цифру 130, а также нанёс пинстрайпинг на шлем актёра. На этом Porsche Джеймс Дин попал в смертельную аварию.
Carrera Джефриса
В 1957 Джефрис купил годовалый Porsche Carrera, который полностью перекрасил и изменил его переднюю часть. Этот автомобиль стал первым кастом-проектом Джефриса, уже ставшего известным пинстрайпером и художником. Эксперимент с немецким спорткаром по достоинству оценило всё кастом-сообщество, что подтверждено 30-ю различными наградами.
После пожара в мастерской Барриса, Дэн решает, что дальше ему пора идти самостоятельно и открывает собственную мастерскую в Голливуде, на бульваре Сансет, где работает уже не только с линиями, цветами и оттенками, но и с формами, а также начинает производство и выпуск кистей и красок для пинстрайпинга.
Узнал кто нибудь?
Когда Кэрролл Шелби ввязался в авантюру с Cobra, именно Дэна он попросил доработать внешность английского родстера, перед тем как показать его в Ford. В ту пору Шелби даже не смог рассчитаться с кастомайзером. Плату он получил только после того, как Ford согласился сотрудничать с Шелби.
Ford Cougar 406 Concept Car
В 1962-м корпорация Ford Motor Company заказала Дэну создать Ford Cougar 406 Concept Car, он принимал участие в передвижной ярмарке, демонстрируя возможности автогиганта. Самый свой невероятный и узнаваемый кастом Дэн Джефрис создал в 1963 и назвал его Mantaray. Уровень его сложности и футуристичности давал понять, что Джефрис находится в одном ряду с Джорджом Баррисом и Эдом Ротом, которые, впрочем, не брезговали стекловолокном, в то время как Mantaray выполнен из алюминия, причем это была первая работа Джефриса с этим материалом.
Mantaray
Mantaray замечает кто-то из телепродюсеров, и Эда начинают регулярно привлекать к созданию уникальных автомобилей, судов, самолётов и прочей техники для фильмов и телешоу. Иногда его привлекали в качестве каскадёра, к примеру, некоторые автомобильные трюки Дэн исполнял в фильме «Братья Блюз». Однако его карьера трюкача закончилась не очень здорово. Приземлившись после прыжка с трамплина на огромной скорости на тяжеленном пикапе, Дэн перестал чувствовать ноги. Тормозить со 100 миль в час пришлось нажимая на колено руками. Джефрис до ужаса боялся врачей, поэтому в мастерской он самостоятельно разработал поддерживающее спину устройство, с которым и прожил остаток жизни.
Дэн Джефрис стал столь значимой фигурой в кастомайзинге, что не только создавал собственные кастомы и красил авто на заказ, он так же помогал своим коллегам с эффектной покраской. Выйдя на пенсию, он не переставал возиться в собственной мастерской, реставрируя собственный GT 40. Не стало Дэна Джефриса в 2013 году.