Хочу поделиться с вами историей человека и его уникального автомобиля, более того, жителя моей исторической родины, Пантелея Семеновича Заблудного и его Ласточки, которые совершенно незаслуженно оставались вне поля зрения широкой публики до этого момента.
Думаю, тяжело будет найти человека из стран пост-советского пространства, который бы не слышал о дефиците товаров, и особенно о десятилетних очередях за автомобилями. Об этом уже написано немало статей другими авторами, и если Вы всё ещё не знакомы с подобными историческими нюансами, советую ознакомиться. Соответственно, в условиях дефицита товаров и правктически полного отсутствия выбора, большая часть населения были несказанно счастливы получить свой долгожданный Москвич, ВАЗ или другой из немногих доступных транспортных средств. Это можно понять, прождав несколько лет, любой человек был бы доволен чему-либо подобному, пускай даже если модель уже пару лет как устарела.
Тем не менее, предположив, что таких людей было большинство, всё-же были и те, кто не хотел смиряться с подобным раскладом и быть одним из массы водителей сделанных под копирку автомобилей.
Пантелей Семенович был одним из таких людей, кто решил, что не хочет быть всего лишь элементом серой массы на дорогах СССР и взялся за крайне трудную, даже в наше время, затею — сконструировать собственный автомобиль, причём справившись, по моему личному мнению, крайне хорошо.
История создания автомобиля, вполне обоснованно, ещё более интересна, чем сам самодельный автомобиль.
Для этого, посмотрите на следующие фото:
Казалось бы, что может быть общего у этих четырёх абсолютно разных автомобилей?
Вы будете удивлены, но на всех четырёх снимках изображён один автомобиль!
В этом и заключается изюминка данной истории — за 30 лет работы над своим произведением, Пантелей Семенович менял облик своего автомобиля ЧЕТЫРЕ раза. Только этим фактом Пантелей Семенович заслуживает огромного уважения, как мастер-инженер, так и мастер-дизайнер, которых единолично ничем не уступал по технологиям, ходовым характеристикам и воображению ведущим всесоюзным автомобильным заводам того времени.
Вообще, Пантелей Семенович был человек неординарный и очень талантливый: родился в 1928 году в Новомосковском районе, служил в армии и после демобилизации, до самой пенсии, работал на местном трубном заводе, бывшым на то время главным градообразующим предприятием города Новомосковска. Обладал талантами художника, инженера, механика, в 1962м году окончил заочные курсы художника-оформителя, что в итоге привело к созданию его Ласточки в 1969м году. А если точнее, то первого поколоения Ласточки.
Предоставив чертежи своего автомобиля в местное отделение ГАИ и получив разрешение на воплощение своей идеи в реальность в 1967 году, Пантелей Семенович принялся за работу, окончив её в 1969 году. Будучи заядлым автомобилистом, он в течение продолжительного времени выписывал зарубежные автомобильные журналы, поэтому, не удивительно, что первый облик Ласточки был отчетливо схож с американскими Buick и Cadillac 50-60х годов — фары, большой выпуклый бампер с мелкой решеткой, задние плавники и круглые фары.
Два года заняла постройка Ласточки у Пантелея Семеновича, которой он занимался просто во дворе дома своей матери. Для первого поколения Ласточки были заимствованы база, двигатель, мосты и КПП от автомобилей ЗАЗ, а стекла пришлись от Москвича. Но самое удивительное, что весь кузов, включая двери, днище, раму и остальное, Пантелей Семенович сварил сам!
Но, как и сейчас, в те времена, самодельный автомобиль оказался под угрозой быть не допущенным к дорогам общего пользвания — Ласточке было отказано в регистрации и выдаче номеров. Причина отказа в регистрации автомобиля, даже несмотря на предварительное разрешение на постройку этого же автомобиля, было то, что длина кузова составляла 4,2 метра, в то время, как в регламенте для самодельных автомобилей максимальная длина была указана как 3,5 метров. Поначалу, ситуацию не изменило даже письмо к начальнику ГАИ УССР.
Но к счастью, всё благополучно решилось благодаря VIII всесоюзному конкурсу-пробегу самодельных автомобилей, проходившему в 1970м году в Москве. Для участия в конкурсе, Ласточке был присвоен временный номер, но благодаря триумфу на этом мероприятии, где Пантелей Семенович получил сразу несколько призов и благодаря чему, по возвращению домой, Ласточке был выдан официальный номерной знак (с которым она оформлена и по сей день).
Ласточка первого образца на выставке в Москве. 1970 год.
После такого успеха, Пантелей Семенович решил не останавливаться и продолжил усовершенствования своего автомобиля. В 1980 году состоялся следующий триумф уже перерождённой Ласточки на XIV всесоюзном автопробеге, который был пройден без единой серьезной поломки.
После второго преображения, Ласточка перестала быть купе и кузов был переделан в полноценный седан, двигатель и фары были установлены от ВАЗ-2106.
Третий вариант потерпел наименьших изменений в виде прямоугольной оптики и некоторых незначительных изменений.
Самым радикальным изменениям Ласточка подверглась в последний, четвертый раз. На этот раз изменению подверглось практически всё — кузов стал более плавным, задние и передние фары, а также 1,1-литровый двигатель были заменены на ВАЗовские, от модели 2108, что увеличило максимальную скорость до 130 км/ч. Также в четвертом варианте использовано ещё одно интересное решение — лобовое и заднее стекла одинаковые — это два ветровых стекла от тех же Жигулей. Кроме того, на ней установлены вращающиеся боковые зеркала, которых ещё не использовали на советских автомобилях до того.
Не могу сказать, что этот вариант стал самым привлекательным (лично мне больше всего понравилось вторая генерация). Хотя теперь Ласточка внешне была не столь далека от своих отечественных доноров, в то же время, нужно понимать, что автомобиль полностью соответствовал моде тех лет.
Также, хочу заметить, что скрупулёзность и филигранность работы, с которой выполнена Ласточка, кардинально отличается своим профессионализмом от других, более знаменитых самоделках советских времён, о которых написано тонны статей, включая этот сайт. Любое поколение Ласточки смело могло соперничать даже с заводскими моделями.
Откровенно, не будучи фанатом коммунистического строя и СССР в целом, предполагаю, что в условиях свободной торговли и открытого рынка (в условиях капитализма, называйте, как хотите), вполне вероятно, что мы могли бы сейчас иметь нашу, не менее привлекательную, автомобильную фирму, альтернативную даже именитым итальянским Ghia и Pininfarina.
Четвертое поколение Ласточки. Обратите внимание на диски, даже на них была сделана фирменная эмблема в виде одноименной птицы.
Автомобиль до сих пор хранится в семье сына Пантелея Семеновича Заблуды, и не видел свет с 1998го года.
В прошлом году Ласточка непродолжительное время висела в продаже за $4900, но вскоре сын Пантелея Семеновича решил, что пока не намерен продавать автомобиль, ведь это самая настоящая семейная реликвия и уникальная память об отце.
Но будем откровенны — если бы преображения Ласточки закончились на втором варианте, цену можно было бы назначать намного выше и желающих бы, уверен, нашлось не мало. Но в последнем, четвертом, преображении автомобиль выглядит, как вариация отечественной восьмерки, и это вполне предсказуемо, что желающего преобрести подобный автомобиль даже за меньшую сумму было бы крайне тяжело.
Ласточка. Фото 2018 года.
Я чрезвычайно рад и горд, что история моего родного города, причем довольно немногочисленного, имела таких талантливых людей, которым удавалось воплощать свои идеи, несмотря на все сложности.
Спасибо всем за внимание.