Сегодня мне хотелось бы приоткрыть одну, не слишком известную у нас страницу деятельности автомобилей производства Волжского автозавода. На протяжении долгого времени они были основным видом легкового транспорта вначале в союзе, а затем заняли существенную нишу в его бывших республиках.
Эти автомобили активно эксплуатировали в том числе и любители автомобильного туризма, о чем у меня уже была статья на Drive2: www.drive2.ru/b/466670669053034753
Однако советский автотуризм был в целом довольно прост, обеспечивая стандартный отдых семье автовладельца где нибудь на лоне природы в окрестностях своего города, или же в автокемпинге на берегу Черного, Азовского, или Балтийского моря.
Инвентарь, который с собой брали также был прост и понятен — рыбацкая брезентовая палатка (если очень повезет, то польская туристическая), набор стульчиков и столик, тент для машины и для самих туристов. Плюс рыбацкие принадлежности, гитара, матрацы, бадминтом, горелка “Шмель” и посуда для приготовления пищи.
Почти все это проходили, и у многих сохранились самые приятные воспоминания детства и юности от таких путешествий с родителями или друзьями в новые, еще не исследованные места бывшей когда то огромной страны.
Однако, уже к середине восьмидесятых годов, с постепенным свертыванием железного занавеса, автомобильный туризм стал видоизменяться. Многие жители западной Европы стали приезжать на своем транспорте сюда, знакомится с достопримечательностями и проводить отдых так, как они привыкли. Наши люди тоже, правда не так массово, стали ездить за границу (особенно в самом конце восьмидесятых годов).
В общем, наладился культурный обмен, в том числе и в туристической области. На западе наши туристы стали примечать то, о чем в союзе только бродили слухи. А имеется в виду кемперкультура, и культура караванеров.
В самом деле, для жителя Бельгии, Финляндии, Швеции или ФРГ со средним достатком не было большой проблемой скопить некоторое количество денег, купить небольшой прицеп-автодом, оборудовать его, или своими силами, или с помощью специальных фирм, этим занимающихся. И поехать путешествовать с семьей летом в полностью автономном режиме.
В самом деле, стоянки для кемпервагенов и караванеров с конца шестидесятых годов массовво строились по всей западной и центральной Европе, когда тысячи семей, получив в свое распоряжение удобные дома на колесах (если говорить о микроавтобусах, то самым массовым был Фольксваген-транспортер серии “вестфалия”), летом устремлялись на отдых к морю, и осматривать достопримечательности.
Туристы, у которых были автодома-прицепы, также активно ездили по Европе. Причем в качестве тягачей, особенно на рубеже семидесятых-восьмидесятых годов они останавливали свой выбор на свежих иностранных для них автомобилях с ладьей на капоте. Причин тому было много. Начнем с того, что советские машины зачастую на местных рынках были оптимальны по соотношению цена качество в сегменте семейных седанов и универсалов.
Крепкая классическая конструкция, восходящая корнями к ФИАТу-124 находила своих покупателей во многих странах Европы, именно как автомобиль для перевозки семьи с детьми. Недорогое обслуживание автомобиля, где та или иная деталь могли быть заменены хозяином автомобиля, без визита на сервис также добавляла лишних баллов классике. А опции, вроде велюрового салона, пепельниц, обязательного магнитофона с радиоприемником также способствовали покупке.
Первые автотуристы, распробовали что называется классику, и отметили хорошую тяговую силу автомобилей, как тягача автодома. они то не знали, что при проектировке автомобиля в Тольятти возможности буксировать прицеп конструкторы отвели немалое время, и предусмотрели эту возможность (да, что такое везти за Жигулями прицеп полный картофеля, да чтобы оси прицепа поскрипывали!
До такого типичный англичанин или бельгиец наверняка не доходили. Но тут уж разница менталитетов)
Потому неудивительно, что в западной Европе автомобиль Лада достаточно широко использовался как транспортер автодомов. Многие автомобили до сих пор сохранились, и вместе с прицепами тридцати-сорокалетней давности вполне себе бодро выезжают на ретро выставки, слеты караванеров, и другие акции, где их можно наблюдать.
По правилам Европы, буксирующий жилой прицеп автомобиль должен быть оборудован специальными зеркалами на линных вынесенных креплениях. Пожалуй, именно этим Лада-караванер отличается от других автомобилей этой марки.
В качестве тягачей караванеров используют разные модели Лада. Это и 2101, и 2103, и 2104, и 2106, и Нива.
Конечно, предпочтение отдается автомобилям с более мощным мотором, и наиболее проходимым. Здесь вне конкуренции 2106 и Нива. Однако, “четверка” также ценится, ибо универсал, двигатель там стоит 1,5, и в той же Англии именно “Лада Рива Эстейт”, как перевозчик автодома обычно из всей линейки Лады используется наиболее часто.
P-S. Нужно отметить, что во второй половине восьмидесятых годов кемпер культура пришла и в союз. С 1983 года предприятиями машиностроения довольно в широких объемах выпускался прицеп-палатка СКИФ и СКИФ-2 с несколькими вариантами оснащения палатки. Они стали некой альтернативой автодомам, однако ограниченная функциональность, а именно — намокание палатки при серьезном дожде, а также невозможности эксплуатировать ее при низких температурах ограничивали возможность ее применение. Но все же попытки создать хотя бы подобие караванера была предпринята.