Гонки Формулы 1 — это яркое зрелище, незабываемые эпизоды сражений Машин и Личностей. Об одном таком противостоянии повествует моя новая статья:
“Дуэль Профессора с Волшебником”
Мир Формулы 1 за всю свою историю, длиной почти в семьдесят лет не знал более принципиального соперничества. Эти двое пилотов были идолами своего времени, соревнуясь и на трассе, и в жизни.
Яркие индивидуальности, они были абсолютной противоположностью друг другу. Почти десять лет длился этот Поединок мастеров экстра класса, подарив целому поколению ценителей Большого Цирка удивительное Зрелище.
А началось все мартовским днем 1984 года на старте гран-при Бразилии.
Здесь впервые встретились пилот “Макларена”, вице-чемпион мира Ален Прост, и молодой местный гонщик, недавно пришедший в формульную команду “Тоулмен”. Звали дебютанта Айртон Сенна…
В этой дебютной встрече более опытный Ален выиграл гонку с солидным гандикапом, а дебютант вылетел с трассы.
Следующим эпизодом стал гран при Монако 84 — великая гонка всех времен, городской трек, победить на котором всегда считалось высшим пилотажем для гонщика. Она проходила в условиях страшного ливня, и уже на половине дистанции организаторы решили прекратить.
Но к этому времени все увидели тот самый “спурт Сенны”. В условиях, когда трассу заливало бурным потоком, будущий “Волшебник” обошел Ники Лауду и закрепился на втором месте.
Возможно, стал бы и первым — в таких условиях Айртон никогда не снимал ногу с педали газа, предпочитая идти до конца…
30 апреля 1985. Эшторил. Гран при Португалии. Два места на старте за ними — “Макларен” Проста и “Лотус” Сенны. Вновь ливень, водные брызги выше кокпитов болидов, скорости “под 300”, хождение по краю пропасти…
Первая победа Айртона в Формуле 1. Он захватил лидерство на старте и проехал все шестьдесят семь кругов на первом месте. Прост вылетел на тридцатом круге, всего гонку окончило девять пилотов из двадцати шести.
4 сентября 1987 года. Это была не гонка. Пресс конференция новой команды “Макларен-Хонда”. За столом, перед журналистами — Ален Прост и Айртон Сенна. Двое самых талантливых гонщиков чемпионата будут выступать в одной команде.
И фраза “В следующем сезоне лучший из нас двоих станет чемпионом мира”. Ее слово в слово сказали оба пилота…
1 мая 1988 года. Гран-при Сан-Марино. Дебютная победа Сенны за “Макларен”, и золотой дубль команды — Прост приехал на втором месте. Класс моторов Хонда сказывался — они были мощнее атмосферников, которые применялись большинством команд.
В этом сезоне гонщики “Макларена” сделали десять “золотых дублей” — достижение, больше никем не покоренное. Чемпионом в том году, впервые в карьере стал Сенна.
Сезон 1989 в соперничестве двух великих прошел очень нервно. Было понятно, что боссы команд сделали ставку на Айртона, а Просту далее места в ней не будет. “Король должен быть один”. Сенна выигрывал поулы, но в гонках выступал неровно. Прост демонстрировал большую стабильность и набирал очки. Проблемы копились, гонщики фактически не общались. Плотину прорвало на гран-при Италии.
Ален Прост: “Я боролся за титул чемпиона, а им было на это плевать! Монца стала вершиной пережитого мною ужаса. Вся команда занималась только Айртоном. В моей половине бокса были лишь два механика и мой гоночный инженер”.
После гонки кубок победителя был демонстративно брошен болельщикам до того, как подошли представители “Макларена”.
Прост выиграл титул, став трехкратным чемпионом. На гран при Японии Сенну дисквалифицировали, и разрыв сохранился. По окончанию сезона Ален Прост уходит в “Феррари”.
24 июня 1990 года. Гран при Мексики. Одна из лучших гонок в карьере Проста. “Феррари” явно проигрывает “Макларену” в мощности двигателя, но Профессор правильно избирает тактику. Последовательно пройдя Мэнсела, Бергера и Пике, он навязывает борьбу лидирующему Сенне. И бразилец ошибается, не выдержав давления, пропуская Алена.
21 октября 1990 года. Кульминация противостояния. Гран при Японии, автодром Судзука. Произошедшее после этого много раз комментировали, споря о мотивах и следствиях. В сухом остатке — на втором круге гонки Айртон Сенна совершил таран болида Алена Проста, разбив обе машины и выбыв с соперником из гонки. По итогам чемпионата Сенна становится чемпионом с преимуществом в пять очков.
Далее противостояние пошло на спад. Было уже почти все сказано, и многое решено в этом споре. Следующий сезон выиграл Сенна, став трехкратным чемпионом. “Феррари” был откровенно слаб, и пятое место Проста было добыто не благодаря, а вопреки автомобилю. Все чаще Алену стали смотреть в паспорт, намекая, что возраст дает о себе знать.
На сезон 1992 года он даже ушел из гонок, работая телекомментатором на этапах Формулы, и наблюдая за соперничеством Сенны и Мэнсела, а также за восходящими звездами “большого цирка” — Михаэлем Шумахером и Деймоном Хиллом.
… Чтобы триумфально вернуться в 1993-м. Новая команда “Вильямс-Рено”, Новый напарник — Деймон Хилл. И болид, пожалуй лучший из всех, на которых ему приходилось выступать. В начале сезона зрители вспомнили былые времена его самых зрелищных схваток с Айртоном Сенной, продолжавшим выступать в “Макларене”.
Победа Проста в Южной Африке, затем лучшая гонка в карьере Сенны — гран при Европы, где Прост был третьим, а “Человек Дождя” установил несколько и сегодня не побитых рекордов, конечно под аккомпанемент идущего над трассой ливня. Гонщики демонстрировали прекрасную технику, вновь выдавая феерические моменты, которые запоминались болельщикам очень надолго.
Гран при Германии 93 стал для Проста пятьдесят первой и последней его победой. Больше в Формуле на то время не побеждал никто. Этот рекорд продержится почти десять лет, и побить его сумеет еще одна легенда гонок — “Красный Барон” Михаэль Шумахер.
А спустя три месяца, 7 ноября, наступил и финальный спектакль этого девятилетнего захватывающего противостояния. Гран при Австралии 93. Айртон Сенна выиграл гонку, Ален Прост стал вторым. Это достижение принесло ему четвертое чемпионское золото.
На то время он стал самым титулованным гонщиком в истории Формулы 1.
А его главный соперник, Айртон Сенна — трехкратный чемпион мира, в следующем году вновь сел за руль формульного болида. Теперь тоже “Вильямс”. Они в то время приглашали только лучших.
Планы, надежды… И все это оборвалось в один миг.
1 мая 1994 года. Гран при Сан Марино. Поворот Тамбурелло, скорость в 310 километров, страшный удар о бетонный отбойник…
Человек Дождя ушел. И вместе с ним ушла Эпоха…
Та эпоха, где многое решал талант гонщика, и где было место великим — тем, кто ярко проявил себя на треках и вне их. Такими личностями безусловно были и Айртон Сенна, и Ален Прост.