Посещение базы команды Williams, о котором мы рассказывали ранее, помимо экскурсии по заводу принесло еще один увлекательнейший опыт, а именно — возможность заглянуть в святая святых, самое сердце Williams F1 — музей, где хранится вся история этой гоночной команды: Williams Heritage — наследие Williams.
Williams Heritage был создан в 2014 году для распоряжения всей коллекцией исторических автомобилей Формулы 1, принадлежащих команде: от демонстрации в качестве постоянной экспозиции в музее до продажи и управления всем автопарком — как историческими автомобилями первого сезона команды в Формуле 1 в 1978 году, так и самыми последними, «недавно вышедшими на пенсию» моделями. Кстати сказать, в Williams Heritage помимо машин Williams, которые принадлежат команде, можно найти на хранении и те формулы, которыми владеют частные лица.
Пожалуй, музей Williams можно назвать одной из самых полных коллекций гоночных автомобилей, представляющих родословную большой команды, которая почти четыре десятилетия оказывала серьезное влияние на развитие главной гоночной серии мира. Эти автомобили находятся в безупречном состоянии и готовы хоть сейчас выйти на гоночный трек.
Возглавляет это подразделение Джонатан Уильямс. Его задача — не просто восстановить все автомобили, которые имеются на сегодняшний день в сокровищницах Williams, но и дать им вторую жизнь.
До 2002 года сам музей Williams располагался на территории завода, а затем переехал в новое, отдельно стоящее здание, расположенное в глубине парка в Гроуве. Раньше в этом здании располагался BMW Motorsport, но после прекращения совместной программы Williams и BMW, созданной специально под Ле-Ман, здание пустовало и было отдано в распоряжение Williams Heritage. Там провели глобальную реконструкцию, туда же перенесли некоторые офисы и конференц-центр, и теперь Williams Heritage стал похож на настоящий музей, хотя все еще закрыт для широкого посещения: попасть туда можно только либо будучи гостем команды, либо приехав на конференцию, либо принимая участие в гоночной программе Williams.
На машинах Williams выступали такие звезды, как Ален Прост, Айртон Сенна, Найджел Мэнселл, Дэймон Хилл, Дэвид Култхард, Алекс Занарди, Дженсон Баттон, Хуан-Пабло Монтойя и другие пилоты.
Сэр Фрэнк Уильямс: «Трудно представить, что прошло 40 лет с тех пор, как Патрик Хэд и я основали Williams Grand Prix Engineering.
Новая эпоха началась для меня в 1969 году, когда мы с Патриком объединили усилия и впервые оказались в Формуле 1, гоняли на Марче, а затем в 1977 году построили и свою первую машину — FW06, на которой намеревались начать новый сезон и совершенно другую жизнь.
Алан Джонс принес нам первые очки в зачет Кубка конструкторов в Южной Африке во второй гонке сезона 1978 года, что укрепило наши амбиции и доказало, что у нас есть все основания бороться за дальнейший успех. Еще больше уверенности нам добавил первый подиум Алана во время Гран-при Америки позже в том же году, но затем был сход на домашней гонке в Сильверстоуне, а затем уже знамя победы подхватил Клей Регаццони, впервые одержавший победу в 1979 году. Что касается Алана, то он записал на свой счет еще четыре победы до конца этого сезона. С тех пор многие великие спортсмены оказывали нам честь, управляя нашими автомобилями. Благодаря им мы сумели выиграть целых семь чемпионатов мира.
Я всегда был немного мечтателем, и я всегда занимался автоспортом только для того, чтобы выигрывать, но в те времена было сложно представить, насколько вырастет команда и какого масштаба она сумеет достигнуть. Тогда даже в Ferrari было всего около 250 сотрудников, а в McLaren, может быть, чуть более 100.
Сегодня на нас работают более 750 человек, но страсть, которая двигала нами ранее, не угасла и по сей день. И ничто из достигнутого нами за это время не стало бы возможным, если бы не те люди, которые трудятся с нами на протяжении вот уже 40 лет. Только их усердная работа и полная самоотдача сделали возможными достижение тех результатов, свидетелями которых мы являемся».
ДЕНЬ В МУЗЕЕ. ОБЗОР НАИБОЛЕЕ ИНТЕРЕСНЫХ АВТОМОБИЛЕЙ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ЕГО СОТРУДНИКОВ
С чего все начиналось. March 761
До того, как стать пилотом Формулы 1, Фрэнк Уильямс был гоночным механиком. Затем, с 1969 года, вместе со своим близким другом Пирсом Куражем он начал выступать в гонках, управлял разными машинами, набирал очки в Гран-при, но, конечно, главной его мечтой было бороться за титул. Так что, по сути, история Williams Grand Prix Engineering начинается с того момента, когда Фрэнк Уильямс и Патрик Хэд решили объединить усилия и расположились на старом складе ковров в местечке Дидкот, графство Оксфордшир, в 1977 году.
Затем им удалось убедить бельгийскую пивоварню Bellevue и авиакомпанию Saudia Airlines (которая потом станет титульным спонсором Williams) дать денег на создание March 761 для бельгийского гонщика Патрика Нева. Эту машину можно было бы считать совершенно новой, если бы под слоями свежей белой краски местами не просвечивали оранжевые пятна, смутно напоминавшие о Витторио Брамбилла и его 751-м…
Но слои другой краски ровным счетом ничего не значили, так как Патрик Хэд подошел к подготовке новой машины с полной ответственностью. Была продумана каждая деталь, каждая мелочь; Патрик много работал как над безопасностью, так и над повышением мощности, усилил переднюю и заднюю части шасси, доработал подвеску и придумал много такого, что на самом деле сделало March 761 конкурентоспособным. Более того, машина была подготовлена под возможность установки всех четырех вариантов двигателей Cosworth.
March 761 весил 593 кг, а его 3,5-литровый двигатель Cosworth DFV выдавал порядка 450 л.с.
Этот автомобиль участвовал в 11 Гран-при сезона, и его лучшим результатом стало второе место на Гран-при Италии в Монце. А тем временем Патрик Хэд уже работал над собственной машиной, которая станет большим прорывом.
Williams Ford FW06
Пилоты: Алан Джонс, Клэй Регаццони
Williams FW06 стал первым автомобилем, произведенным совместно Патриком Хэдом и Фрэнком Уильямсом для их новой команды Williams Grand Prix Engineering Formula One team. Как и большинство других небольших частных команд, они использовали 3,0-литровый двигатель V8 Cosworth DFV.
Фрэнк Уильямс говорил про эту машину, что уже к тому моменту, когда она впервые вышла на старт, она уже была морально устаревшей, т. к. не обладала граунд-эффектом — в отличие от остальных машин в пелотоне. Однако она была очень надежной и многому сумела научить, когда дело дошло до создания нового автомобиля.
Впервые машина вышла на старт Гран-при Аргентины 1978 года под управлением Алана Джонса, и в течение всего сезона она приняла участие в 19 Гран-при, трижды финишировала в очках и даже заняла второе место на гонке в Уоткинс-Глен.
FW06 также участвовала в первых четырех гонках сезона 1979 года, когда Клэй Регаццони присоединился к команде. Алан Джонс тогда сумел финишировать на третьем месте на гонке в Лонг-Бич, но соперничать с машинами с граунд-эффектом FW-06 не мог, и тогда он был заменен на FW-07.
Williams Ford FW07
Пилоты: Алан Джонс, Клэй Регаццони
Самое важное: первая победа команды на трассе Сильверстоун.
Дебют новой машины состоялся во время Гран-при Испании в 1979 году — первые четыре гонки сезона команда отъездила на еще старом Williams FW06. В принципе, преемник был во многом на него похож: те же коробка передач и двигатель, все еще алюминиевый кузов (а не из углепластика, как у многих богатых команд). Тем не менее Патрик Хед настолько скрупулезно проработал все нюансы, что внезапно машина, едва вышедшая из аэротоннеля, вдруг стала задавать темп всему пелотону. А ее конструкция не устаревала еще три сезона, вплоть до 1982 года.
«Первая победа в Сильверстоуне была, несомненно, одним из самых великих дней в моей жизни, — сказал сэр Фрэнк Уильямс. — Я помню, как ехал в тот день домой вместе со своей женой Вирджинией и размышлял о том, что мы стали одной из лучших команд Гран-при. Я понимал, что эта победа обернется для меня и значительной коммерческой выгодой, которая сделает мою жизнь намного более легкой».
Благодаря Williams FW07 команда Фрэнка Уильямса сумела завоевать два Кубка конструкторов, а Алан Джонс — выиграть титул чемпиона.
Williams Honda FW10
Пилоты: Найджел Мэнселл, Кеке Росберг
Выдающийся квалификационный круг Кеке Росберга в Сильверстоуне со средней скоростью 160 миль в час стал рекордом, который продержался вплоть до 2002 года.
Первая машина Williams с монококом, полностью выполненным из углепластика по технологии, которая была впервые применена на машинах McLaren в 1981 году. Всего было построено девять таких монококов, один из них отправили в Японию тест-пилоту Хонды Сатору Накадзиме, а один оставили на фабрике в качестве прототипа для испытаний различных конструкций. Еще два было списано в течение сезона 1985 года. Первый — во время аварии Найджела Мэнселла в Детройте, когда он по прямой влетел в защитные ограждения, а второй — на трассе Поль Рикар, где Мэнселл попал в аварию на скорости свыше 320 км/ч из-за лопнувшей покрышки. Кстати, Мэнселл установил таким образом негласный рекорд по самой высокой скорости во время аварии.
Укомплектованы новые машины были турбодвигателем V6 мощностью 900 л.с. от Honda. В квалификационном режиме он мог выдавать до 1200 л.с., однако был не слишком надежным. Тем не менее за рулем этой машины и Росберг, и Мэнселл сумели завоевать по две победы в сезоне, а Росберг еще и установил рекорд средней скорости прохождения круга в 258,9 км/ч во время квалификации в Сильверстоуне.
Именно FW10 стала тем важным шагом к победам 1986 и 1987 годов, которые сумела завоевать команда на Williams FW11. Это также была первая машина Williams, которая сменила свою привычную белую с зелеными буквами окраску на желто-сине-белую ливрею (в честь спонсоров), ставшую лицом команды вплоть до 1993 года.
Сэр Фрэнк Уильямс: «Я помню этот невероятный круг Кеке в квалификации, совершенно типичный для Росберга — яркий и дерзкий. Меня часто спрашивают, что он сказал, когда вышел из машины; но мне кажется, он ничего не сказал. Просто посмотрел на меня, затянулся своей сигарой и пошел дальше: пых-пых!»
Williams Honda FW11/11В
Пилоты: Найджел Мэнселл, Нельсон Пике, Риккардо Патрезе
У этого сезона было самое ужасное начало, которое только можно было придумать: автомобильная авария сэра Фрэнка во Франции, в результате которой он получил травму позвоночника и навсегда остался прикованным к инвалидному креслу. Тем не менее вся команда сумела сплотиться под руководством Патрика Хэда и дать отпор McLaren и Lotus. Нельсон Пике сумел выиграть уже первую гонку в Бразилии, а судьба чемпионского титула был решена в драматичных событиях финальной гонки в Австралии.
«Когда я думаю о сезоне 1986 года, — сказал Фрэнк Уильямс, — я прежде всего вспоминаю гонку в Аделаиде. В этой гонке оба наши пилота имели неплохой шанс финишировать с титулом, и мы просто упустили оба шанса! У Найджела взорвалась покрышка, и мы испугались, что если не поменяем шины Нельсону, может произойти то же самое и с ним. После гонки Нельсон понял, в чем была причина пит-стопа — риск оставить его на трассе на старых колесах был слишком велик».
Williams FW11 на протяжении двух лет выступал в Гран-при и за это время выиграл оба Кубка конструкторов и чемпионский титул Нельсона Пике в 1987.
Конструктором машины стал Фрэнк Дерни. Под капотом также находился 1,5-литровый V6 турбо от Honda, выдававший 800 л.с. в гоночном режиме и 1200 л.с. в квалификационном. Мощный двигатель хорошо дополняла отличная аэродинамика, явно превосходившая разработки McLaren и Lotus. В сочетании со звездным составом пилотов эта машина была фактически непобедима.
Williams Renault FW14В
Пилоты: Найджел Мэнселл, Риккардо Патрезе
Эта сине-желто-белая машина стала фактически иконой для британских фанатов того времени, а Найджел Мэнселл увековечил свое имя, завоевав столь ожидаемый британцами чемпионский титул.
Разработанный молодым Адрианом Ньюи под руководством Патрика Хеда, FW14B был одним из самых технологичных и продвинутых автомобилей того времени, с полуавтоматической коробкой передач, активной подвеской и контролем тяги. FW14B стала модернизированной версией предыдущей FW14 с весьма эффективной аэродинамикой и дополнительной прижимной силой. А если к этому добавить 3,5-литровый V10 от Renault, который выдавал на 30 л.с. больше, чем остальные моторы, то получается машина, которую фактически было невозможно победить.
Найджел Мэнселл на своей знаменитой «Red 5» (с огромной цифрой «5» красного цвета на носу машины) выиграл первые же пять гонок сезона-1992, на всех стартовав с поула. Его партнер по команде Риккардо Патрезе с тем же постоянством привез команде четыре вторых места, проиграв лишь один раз в Испании, где его развернуло под дождем.
В шестой гонке сезона в Монако FW14 все же была вынуждена уступить, но всего лишь раз. Тогда Мэнселл вновь стартовал с поул-позиции, но был вынужден заехать на пит-стоп из-за технических проблем и в буквальном смысле подарил победу Айртону Сенне. Мэнселл быстро вернулся на трек, но так и не сумел обогнать противника.
В следующей гонке в Канаде произошел двойной сход, но затем и в Маньи-Куре, и в Сильверстоуне Мэнселл одержал две блестящие победы, пролидировав на протяжении всей гонки от старта до финиша. В Сильверстоуне он взял поул-позицию с разницей в полминуты от следующего времени, а выиграл гонку с преимуществом в 40 секунд. Огромная толпа заполонила трек после финиша, и это был один из самых ярких эпизодов так называемой «Мэнселл-мании».
Кеке Росберг и Найджел Мэнселл
Еще одну победу британец одержал в Германии, а затем и досрочно завоевал титул со вторым местом в Венгрии, хотя впереди оставалось еще пять Гран-при. К концу сезона на счету Найджела было рекордные 14 поулов и девять побед. Риккардо Патрезе также сыграл ключевую роль в завоевании командой Кубка конструкторов — собрав по ходу сезона восемь подиумов и одержав одну победу в Японии. Так Williams заработали очередной Кубок конструкторов со 164 очками и преимуществом в 65 очков над своим ближайшим соперником командой Mclaren.
Фрэнк Уильямс: «Это была машина мечты, триумф инженерии Патрика и Адриана. Этот сезон был одним из самых ярких в моей карьере: машина была очень быстрой и без малейших изъянов. Мы убедили Найджела сесть за руль этой машины, и он блестяще с ней справлялся. Он был достаточно силен и достаточно смел, чтобы управлять ею так, как следовало, и результат не заставил себя ждать».
Williams Renault FW18
Пилоты: Дэймон Хилл, Жак Вильнев
Машина стала полноценным наследником FW17, с некоторыми доработками, в том числе по защите головы и шеи. Был также снижен центр тяжести, что сделало машину еще более управляемой. Но, пожалуй, главным преимуществом FW18 стала доступность ее настроек под любой тип трассы.
Дэймон Хилл и Жак Вильнев полностью доминировали в сезоне-1996, выиграли 12 из 16 гонок и победили в Кубке конструкторов с разницей в 105 очков.
«Статистически, — говорит сэр Фрэнк Уильямс, — это была наша лучшая машина. Дэймон сказал мне впоследствии, что это был лучший Williams, на котором он когда-либо гонял. Это сезон 96-го года был самым мощным сезоном Дэймона, когда он ездил за нашу команду. Кроме того, он отлично сработался с Жаком. Я помню, как Жак говорил мне, что удивлен скоростью Дэймона, и в итоге Дэймон победил его в борьбе за титул. Я помню, это был очень эмоциональный день, потому что тогда нам пришлось с Дэймоном через многое пройти».
Williams Renault FW19
Пилоты: Жак Вильнев, Хайнц-Харальд Френтцен
Williams Renault FW19 стал эволюционным развитием предыдущей машины, но так же и последней машиной с двигателем Renault вплоть до 2012 года. Кроме того, он стал последним для команды, над которым работал Эдриан Ньюи.
1997 год был последним чемпионским годом команды Williams — по крайней мере на данный момент. Они сумели взять и Кубок конструкторов и чемпионский титул, но было это уже не так просто, как раньше. Вместо Дэймона Хилла, ушедшего в команду Arrows, за Williams стал выступать Хайнц-Харальд Френтцен. Тест-пилотом команды стал колумбиец Хуан Пабло Монтойя.
Главным соперником пилотов Williams стали Ferrari и Михаэль Шумахер, при этом в течение сезона Красные даже лидировали.
Кубок конструкторов Williams сумели выиграть за гонку до финала сезона, а вот в борьбе за титул Жаку Вильневу пришлось попотеть. Гран-при Европы на трассе в Хересе должно было решить противостояние двух пилотов, набравших к тому времени примерно равное количество очков (78:77 в пользу Шумахера). Именно там и произошло знаменитое столкновение между Шумахером и Вильневым, когда немец ударил Williams в попытке выбить из гонки, сошел сам и в итоге еще и был дисквалифицирован.
Именно в Хересе произошло одно уникальное для автоспорта событие: во время квалификации три пилота показали совершенно одинаковое, до тысячных секунды, время. Жак Вильнев, Михаэль Шумахер и Харальд-Хайнц Френтцен проехали лучший круг за 1:21,072!
«Это была еще одна отличная машина, — говорит сэр Фрэнк Уильямс, — которая выиграла наш сотый Гран-при в Сильверстоуне. Это было очень важно для нас. FW19 также принес нам победу как в Кубке конструкторов, так и в личном зачете, но мне не хочется говорить об этом слишком много, т. к. злорадство не приводит ни к чему хорошему».
Williams Renault FW34
Пилоты: Пастор Мальдонадо, Бруно Сенна
Машина, известная тем, что Пастор Мальдонадо выиграл на ней Гран-при Испании 2012 года.
После 15-летнего перерыва Williams вновь вернулись к двигателям Renault — на этот раз атмосферным V8 объемом 2,4 литра.
После кошмарного сезона 2011 года, который они закончили на девятом месте Кубка конструкторов всего с пятью очками, команда решила полностью пересмотреть всю техническую составляющую и наняла в качестве шеф-дизайнера Майка Кулана из McLaren, а в качестве специалиста по аэродинамике Джейсона Сомервилля.
Однако машина принесла всего одну победу (и единственный подиум), когда во время Гран-при Испании Пастор Мальдонадо сумел завоевать поул-позицию, а в гонке конвертировать ее в золотую награду.
Для Williams это была первая победа после долгого перерыва с тех пор, как Хуан Пабло Монтойя привез команде первое место на Гран-при Бразилии в 2004 году.
Фрэнк Уильямс: «Машина была хорошей, но я все равно был удивлен столь высоким результатом. Более того, на каждый Гран-при я приезжаю с пессимистичным настроем. Я хочу, чтобы мою команду воспринимали как серьезного соперника, чтобы ее считали реальным претендентом на победу. Я считаю, что мы располагаем для этого отличными активами, и наша задача — вновь вернуться в самый топ».
Williams Mercedes FW36
Пилоты: Фелипе Масса, Валттери Боттас
Это был первый Williams с мотором Mercedes, и первый Williams с турбодвигателем, созданным по гибридному регламенту со времен легендарного FW11B 1987 года.
В 2014 году белоснежные Williams получили на свои борта красно-синие полосы Martini Racing, которые не принимали участия в гонках Формулы 1 с конца 70-х годов.
Новая машина очень быстро доказала свою состоятельность, демонстрируя самые быстрые времена на предсезонных тестах. И действительно — благодаря двигателю Mercedes на прямых машина была очень быстра, однако в сложных условиях первой гонки в Австралии она показала свою нестабильность, хотя оба пилота и смогли пройти в третий сегмент квалификации. Однако затем доработки в течение сезона сделали FW36 гораздо более конкурентоспособной. Например, в Австрии оба пилота заняли первую стартовую линию, Боттас сумел финишировать третьим в Австрии, Бельгии и России и стать вторым в Германии и Великобритании, а Масса занял третье место в Италии и Бразилии.
В 2014 году команда набрала 320 очков в Кубке конструкторов против пяти очков в предыдущем сезоне, и заняли третье место, опередив Ferrari на 105 очков.
Мария Мельникова. Фото: автора и Williams F1 Racing