Когда появляется какая-либо статья или заметка про DeLorean DMC-12, как правило, не обходится без упоминания культовой трилогии Роберта Земекиса «Назад в будущее». Это по-настоящему заезженный штамп, автомобиль интересен и без применения к путешествиям Марти Макфлая во времени, а история Джона Делориана сама достойна экранизации.
На прошлой неделе на широко известном в узких кругах портале Bring-A-Trailer за вполне вменяемые 52 500 $ был продан практически новый DeLorean DMC-12 1982 года выпуска с пробегом 506 миль. Автомобиль выгляди также свежо, как и 36 лет назад, когда он покинул завод в Северной Ирландии. DMC-12 был единственным автомобилем, выпущенным DeLorean Motor Company до ликвидации предприятия, в связи с экономическими проблемами и… арестом владельца и идеолога компании Джона Делориана (бывшего вице-президента General Motors) по обвинению в торговле наркотиками. Позже он был оправдан, но ущерб репутации, помноженный на просчеты в бизнесе, погубил мечту всей его жизни. Всего за период 1981 – 1983 удалось выпустить 8 583 экземпляров DMC-12.
DeLorean не обладал ни выдающейся динамикой, ни управляемостью (хотя шасси разрабатывал гениальный конструктор Колин Чепмен), Porsche 911 тех лет легко клал его на лопатки. 130-сильный 2,85-литровый V6, совместной разработки Peugeot, Renault и Volvo, с трудом разгонял DMC-12 до 88 миль в час (без «Назад в будущее», все-таки, не обойтись…). До 100 км/ч разгон занимал 10,5 секунд, максимальная скорость 177 км/ч. А ведь первоначальный проект Делориана предполагал доработанный двигатель от Chevrolet Corvette, но разногласия с General Motors спутали карты. Плюс денег все время не хватало, приходилось упрощать конструкцию, идти на компромиссные решения. Старт производства несколько раз откладывался, а квалификация ирландских рабочих не позволяла добиться приемлемого качества автомобилей.
Зато был стильный матовый кузов из нержавеющей стали (работы Джуджаро, одного из самых выдающихся автомобильных дизайнеров всех времен) с обалденными дверями типа «Крыло чайки» и среднемоторной компоновкой. Энтузиасты прощали DMC-12 все огрехи и сами доводили автомобиль до ума, при этом стоил DeLorean неприлично дорого. Но энтузиастов было мало, а долги предприятия росли… Что в итоге закончилось банкротством.
Проданный в США автомобиль оснащен механической пятиступенчатой коробкой передач, что намного предпочтительнее опционального трехступенчатого «автомата». Что касается динамики: это уже не проблема – новый владелец вряд ли будет эксплуатировать DeLorean. Это уже не автомобиль, а кусочек истории. DMC-12 был доставлен в Нью-Йорк в 1982 году и до 2018 года находился в коллекции дилера. Первые номера автомобиль получил только в этом году, тогда же были заменены технические жидкости и приводные ремни, в остальном DeLorean пребывает в первозданном виде.
Кто-то воплотил свою детскую мечту о машине времени. Тьфу, опять про «Назад в будущее» вспомнил…
P.S. А фильм про Джона ДеЛориана все-таки сняли – называется «Тачка на миллион» (англ. Driven). В Российский прокат выйдет весной 2019 года. Ждем с нетерпением!