Supra впервые появилась в 1978 году, в виде спец версии лифтбека Toyota Celica. Автомобиль имел рыночный успех и к 1986 году стал самостоятельной моделью (уже в третьем поколении), хотя стилистически Celica и Supra были очень близки. А вот “четвертая” Supra, увидевшая свет в 1993 году, стала откровением – футуристичный стиль, большая мощность и акцент на малом весе, создали культ Супры!
Toyota Supra четвертого поколения была разработана с чистого листа в качестве ответа корпорации Toyota другим выдающимся японским автомобилям: Nissan 300ZX, Mazda RX-7 и Honda NSX. Однако, Toyota жила не только домашним рынком, поэтому Supra готовилась отбирать покупателей также и у Chevrolet Corvette, Porsche 911 и Aston Martin DB7. С Porsche и Aston Martin по части престижа Toyota конкурировать, конечно, не могла, но по чистой скорости была, по крайней мере, не сильно медленнее.
Инженеры Toyota были одержимы сокращением веса автомобиля. Широко применялся алюминий: из крылатого металла были сделаны капот, поддоны двигателя и коробки передач, рычаги подвески, колесные диски! Материалом топливного бака выбрали пластик, а рулевого колеса – магниевый сплав. При этом, комфорт не стал жертвой экономии веса. В Supra достаточно хорошая шумоизоляция, стереосистема, кондиционер, подушки безопасности и прочие блага японской цивилизации (кто пересаживался с Жигулей на б/у Тойоты поймет). В салоне водитель ощущал себя пилотом истребителя – центральная консоль повернута к водителю радикальным образом!
Supra A80 сбросила более 90 килограммов относительно модели третьего поколения, на смену которой пришла. Под капотом стояла легенда мирового двигателестроения, один из главных swap-моторов – 6-цилиндровый 2JZ-GTE. Были так турбо, так и атмосферные версии (2JZ-GE), на вершине “пищевой цепи” стояла модификация с двойным турбонаддувом и 6-ступенчатой “механикой”.
“Главной” Supra, несомненно, стала оранжевая тарга 1994 года из первого “Форсажа”, открывшего мир тюнинга и стритрейсинга миллионам молодых и активных парней! Фильм вызвал всплеск интереса к Supra, была построено масса реплик машины Брайана, да и стоковые A80 стали еще более популярными. В экспортном варианте автомобиль развивал более 320 л.с. (в Японии – 280 л.с. в соответствии с требованиями законодательства), причем благодаря двум турбинам достаточно мощности было доступно уже с 1800 оборотов в минуту. Вообще, 2JZ-GTE очень уважаем в мире спорта и тюнинга, поскольку позволяет снимать до 1000 лошадиных сил при сохранении приемлемого ресурса (при устранении некоторых конструктивных нюансов)! Потенциал у мотора огромный.
Toyota выпускала Supra четвертого поколения с 1993 по 2002 год. После завершения производства Supra просто исчезла. Только в 2019 году вышла долгожданная Supra пятого поколения, однако это уже совершенно другая машина, да и мир стал абсолютно другим. Поэтому лучшей Супрой остается машина четвертого поколения! И тут перед желающими приобрести Toyota Supra А80 в полный рост встанет ряд проблем. Найти “живую” машину крайне сложно, поскольку не у каждого из “поколения Форсажа” были деньги на качественный тюнинг и достаточное водительское мастерство. Масса автомобилей угроблено владельцами, мечтавшими стать если не Домиником Торетто, но хотя бы Брайаном О’Коннором…
На фото отличный стоковый пример 1993 года, находящийся в Америке. Автомобиль с двумя турбинами, механической коробкой передач, съемной крышей Sport Roof и пробегом менее 10 000 миль наглядно демонстрирует вторую проблему для желающих стать владельцем японской легенды. В последнее время цены на культовые автомобили 90-х стремительно взлетели на мировом рынке и специалисты аукционного дома RM Sotheby’s оценивают эту Supra А80 в 125 000 – 150 000 долларов, в рублях это где-то 8 – 10 миллионов!
Однако, есть примеры и с более шокирующим ценником: весной 2019 года Toyota Supra Twin Turbo Targa 1994 года выпуска тоже черного цвета “ушла” на аукционе в США за 173 600 долларов – 11,6 миллионов рублей…
Очень дорого, но это Toyota здорового человека.
Обновлено: автомобиль продали на аукционе RM Sotheby's 06-07.03.2020 за сумасшедшие 137 200 $. Доллар растет, поэтому цена в рублях шокирует...