Сегодня статья будет несколько выбиваться из обще-автомобильной канвы блога, хотя и затрагивать непосредственно автомобильную тематику. Часто, при чтении блогов коллег, а особенно тех, кто занимается восстановлением в сток советской автомобильной классики можно прочитать интересное. А именно о том, что вместе с той или иной запчастью человек где то на сайте объявлений купил интересную ретро-вещь, связанную с автомобилем, и принадлежащую эпохе, которая закончилась в 1991 году с распадом союза.
Это может быть все что угодно — аптечка, комплект дворников, инструмент, вымпел, фонарь … да много чего еще. И нужно понимать, что в свое время многие из этих вещей были реальным дефицитом, за которыми гонялись, и даже при наличии денег их не всегда далеко не всегда можно было купить. Вообще, автомобильные аксессуары и запчасти в той стране были дефицитом почти всегда.
И сейчас, в разговорах со старшими товарищами по автомобильному хобби мы, избалованные автомагазинами на каждом углу, кучей предложений самой разной цены и качества в интернете не понимаем.
Того, что на полках гаражей отцов и дедов зачастую можно найти просто таки клондайк часто новых запчастей и аксессуаров, которые были приобретены, но не пригодились, или же не использовались из каких-то других соображений.
А между тем, даже сейчас, то есть больше чем четверть века спустя после исчезновения ссср, в интернете, на сайтах по продаже разных товаров можно наткнуться на те или иные автомобильные аксессуары из той эпохи. Я решил сделать небольшой обзор того, что сейчас можно купить в ретро автомобиль советского производства в качестве примечательного аксессуара, и вещи которая исправно будет служить своему хозяину не один год.
Да, господа. Что бы про эти приборы и вещи не говорили, но надежности и запаса прочности никто у них не отнимет.
Итак, начнем.
Прибор для коррекции зазоров клапанов в легковых автомобилях:
Автомобильный набор для проверки электролита в аккумуляторах:
Автомобильный преобразователь для электробритв:
Портативная зарядка для аккумуляторов:
Электрокомпрессор Мустанг:
Противоугонные системы:
Нужно сказать, что до середины-конца семидесятых годов проблемы автоугонов в союзе почти не было.
Другое дело, что предприимчивые граждане постоянно тырили у своих более удачливых соотечественников-автомобилистов дефицитные аксессуары — зеркала, дворники, антенны, скручивали фары, колпаки и прочее.
Этих предметов было мало, промышленность не сильно справлялась с их выпуском. И на черном рынке, который тогда формировался, то же скрученное зеркало уходило иногда в пять-десять раз дороже своей цены.
Но в восьмидесятые годы угоны транспорта стали принимать массовое явление.
И где то с 1987 года, разные кооперативы, фирмы, да и просто оборонные заводы, которые непросто выживали в условиях конверсии, принялись выдавать на рынок разные сигнализационные и противоугонные системы.
Здесь продемонстрирую три штуки из них — Камертон и Молния, электрические.
И старая добрая механическая противоугонка:
Кроме того, что в автомобиле должно быть безопасно, и он должен быть технически исправен в части электрики и мотора, здесь еще должно быть чисто, а также приятно играть музыка. Первое обеспечивали тогдашние автомобильные бытовые приборы — электрощетка, и появившийся лет на десть позднее самый что ни на есть компактный автомобильный пылесос Ветерок:
А относительно второго — известный всем водителям восьмидесятых годов приемник Былина 315 с штыревой антенной. Качество музыки в воспроизведении этого аппарата очень варьировалось, но он был неубиваемый. Подтверждаю это, как владелец данного аппарата 1985 года выпуска.
Для тех, кто прибывал в пути, и не имел возможности надолго остановиться в кафе или каком то другом заведении общепита, был выпускаем автомобильный кипятильник. просто и со вкусом попить чая или кофе, и ехать дальше этот прибор позволял с легкостью:
Чтобы иметь возможность починить автомобиль в темное время суток, где то на дороге, многие водители возили с собой длинную лампу-переноску. она очень помогала например, при замене лопнувшего колеса:
А поскольку бескамерная резина тогда только-только начала появляться, очень пригождался электронный вулканизатор. С его помощью процесс заклейки камеры очень ускорялся:
Вы все безусловно знаете, насколько винтажно ехать в Жигулях, и особенно в Москвиче при +35, и без кондиционера.
Безусловно, немного спасают трехугольники форточек, которые справедливо называли “советским кондиционером”. Однако в 2105-07, а также в девятках и 2140 их не было. Потому здесь на помощь приходил автомобильный вентилятор, пусть хоть немного, но разгоняющий воздух в машине.
Cамый редкий советский автомобильный гаджет. Миниатюрный холодильник Малятко:
Он выпускался очень небольшими сериями, и достать его было большой удачей. Но с ним дорога на юг, с охлажденным мороженым для детей, и холодными напитками на вечер для родителей приобретала все признаки комфортного путешествия.
Палатка автомобильная АП-1:
Появившаяся в самом начале восьмидесятых годов компактная палатка АП-1 была наиболее интересной моделью такого плана в СССР, сравнимая с подобными изделиями для туристов западной Европы. Палатка позволяла с комфортом разместиться на крыше автомобиля двум людям, а учитывая еще два спальных места в салоне, путешественники становились почти полностью автономны, не завися от мест в кемпинге или мотеле. Да и ночевка не не земле дополнительно страховала участников поездки от простуд и переохлаждений.
Автомобильная туристическая печь Шмель:
Такие переносные печи выпускались промышленностью союза около сорока лет, и находили своих покупателей среди туристов, автомобилистов и других выезжающих в дальние края путешественников. Конструкция Шмеля была не без недостатков, основной из которых — печь могла “плюнуть” горящим топливом.
Автомобильная кофеварка:
Для любителей этого напитка, которые даже в путешествии не могли без него обойтись, с начала семидесятых годов довольно небольшими партиями на ряде заводов был налажен выпуск походных кофеварок. Их было несколько видов, основные — для компании и для двух человек представлены на фото.
Часы автомобильные:
Куда же в путешествии без часов. Без них, как без рук. Потому с началом восьмидесятых годов, и с повальным увлечением народа разными электронными гаджетами, только появившимися в продаже, они не могли обойти и автомобильную Жизнь. Здесь представлено два изделия — фирмы Электроника.
Это часы, которые монтировались в автомобиль, а также зеркало со встроенными электронными часами зеленого цвета. По тем временам — очень модные и статусные аксессуары, подчеркивающие элемент присутствия у хозяина тяги к высоким технологиям (хотя стрелочные часы на Волге-21 и ваз-2106 по моему смотрятся куда как гармоничней и интеллектуальней.
Впрочем, на вкус и цвет…)
Фонарь:
Данный девайс шел на одном из первых мест в списке предметов для дальнего путешествия. Их выпускали великое множество, форм, размеров, да и по качеству советские автомобильные фонари отличались — то, что сделано не в конце года, квартала или месяца брать было предпочтительно. Здесь представлены три наиболее распространенные модели фонарей для автотуризма рубежа семидесятых-восьмидесятых годов.
Устройство для регулирования углов зажигания:
В первой части вроде бы присутствовало, но вот нашел какую то продвинутую модель поздних восьмидесятых. пусть будет)
Автомобильный регулятор напряжения:
Еще один электроприбор той же эпохи, созданный непосредственно для помощи автомобилистам.
Далее у нас идут предметы быта. В любой дальней дороге автомобильным туристам нужно есть и организовывать свой быт и досуг. К семидесятым годам в продаже появились целевые предметы именно для этого сегмента рынка. До того люди проявляли смекалку, переделывая под туристические нужды предметы домашнего обихода, или пользуясь армейским снаряжением и посудой — что было не всегда удобно, да и имелось далеко не у всех туристов. А так любой магазин спорттоваров предлагал много интересного. Например:
Набор посуды для автотуризма:
Котелки и кастрюли в этом наборе позволяли без проблем обеспечить горячей пищей группу туристов до восьми человек. Легкая алюминиевая посуда была довольно приспособлена к походным реалиям, и не весила слишком много.
Наборы столовых приборов, стаканчиков и тарелок:
Было их выпущено довольно большое количество, и все равно ощущался явный дефицит качественной специальной посуды для туризма. Она довольно специфична по предьявляемым требованиям, и обычные вилки-ложки-тарелки не так удобны в эксплуатации на походе.
Набор дровосека:
Так шутя называли этот набор, визуально напоминающий клбуру от легендарного пистолета Маузер к-96. В ней находился трансформер: пила-топор-молоток, малая саперная лопатка, и небольшое мачете для рубки сахарного тросника и вражеских шпионов 🙂
Досуг.
Здесь все просто и здраво. Поскольку смартфонов, и даже обычных телефонов не было, туристы не залипали на Драйв2, и на сайтах сомнительного содержания. Потому для интеллектуального досуга были выпущены шашки автомобильные, небольшого диаметра. Чтобы шашки не по разлетались по машине во время движения, внутри каждой из них был встроен магнит. Соответственно, и поле было железным (ну или с металлическим напылением каким-то).
Это очень удобно, если один из игроков позволял себе жульничать. Ибо раньше, при царских тиранах господа гвардейские офицеры изволили бить нечестного противника серебряным канделябром по голове, а сознательные советские туристы обходились без большого криминала, душевно прикладывая соперника доской для шашек …
Ну и напоследок этой части обзора два остро нужных пункта. Первый — это милый и необходимый аксессуар для путешествия: автомобильный градусник:
Он крепился на стекло с помощью липучки или присоски, и позволял узнать температуру воздуха не высовывая руку за пределы автомобиля.
А второй из них — это всем известный набор для полевого ремонта автомобиля Жигули или Москвич.
Ключи накидные, рожковые, вороток, насадки… В общем, прошли годы, а этот набор и поныне присутствует в каждом втором, если не первом гараже на просторах стран Европы и Азии 🙂