C 7 по 11 марта в Сокольниках проходила 27-я ежегодная выставка “Олдтаймер-Галерея”-2018.
В этом году выставка была посвящена 100-летию пожарной охраны СССР, поэтому основную часть экспозиции занимали самые разные пожарные автомобили. Вот этот автонасос-линейку ПМЗ-1 (“пожарная машина ЗИС, модель 1”) на шасси АМО-4 1931 года выпуска представила “Мастерская Шаманского”. Судя по имеющейся информации, это не реплика: автомобиль изначально был пожарным и сохранился благодаря тому, что был в своё время установлен в качестве памятника. Как и у многих других пожарных машин этого периода, расчёт размещался на открытых продольных лавках. Между сиденьями имеется бак для воды ёмкостью 360 литров, а над надстройкой закреплены рукава и лестницы.
А это родственник предыдущей машины – пожарный автомобиль Миусского завода на базе первого советского грузовика АМО-Ф-15. Компоновка такая же, но размеры существенно меньше, да и кабина открытая. Уникальная машина предоставлена Политехническим музеем, здание которого до сих пор находится на затянувшейся реконструкции, но автоэкспонаты Политеха можно увидеть в других профильных музеях и вот на таких выставках. Кстати, в коллекцию музея автомобиль попал ещё в далёком 1947 году.
ПМЗ-2 считается первой советской пожарной автоцистерной, она выпускалась на шасси ЗИС-5 Московским заводом пожарных машин. Ёмкость цистерны – 1500 литров, производительность насоса Д-20 – 1400 литров в минуту, пожарный расчёт – 6 человек: двое в кабине, четверо – на открытых сиденьях. Машина предоставлена Военно-техническим музеем, про который я уже рассказывал.
Музей послал на выставку сразу несколько пожарных машин из своей коллекции, в том числе уникальную 30-метровую автолестницу Metz на шасси ЗИС-6. Трёхосные ЗИСы сейчас в принципе трудно встретить (хотя смотря где, на этой выставке их было два), а с такой надстройкой он вообще один. Привод лестницы механический, от коробки отбора мощности.
Ещё одна машина из того же музея – единственный сохранившийся советский довоенный грузовик ЯГ-6, точнее пожарная автоцистерна на его базе. Увы, за годы службы, а проработала машина по прямому назначению аж до начала 1970-х, она была существенно переделана, в частности, была установлена неродная кабина от какого-то импортного грузовика. После попадания машины в музей эту кабину заменили на новодельную, представляющую собой некое подобие родной кабины ЯГ-6, но сходство получилось весьма отдалённое.
Сверкающий краской пожарный автомобиль ПМГ-1 (“пожарная машина ГАЗ, модель 1”) предоставлен музеем газеты “Авторевю”. Основное вооружение машины – типовой для того времени насос Д-20. Такие машины чаще всего служили в ПЧ небольших населённых пунктов и в сельских пожарных дружинах.
Представитель первых послевоенных пожарных машин – автоцистерна ПМЗ-11 на шасси ЗИС-5 производства УралЗИС, такие выпускались на Топкинском и Варгашинском заводах противопожарного оборудования. Машина имеет ставшую классической компоновку с двойной кабиной, оборудована насосом ПН-25А производительностью 25 л/с и баком для воды ёмкостью 1420 л. Рядом с ПМЗ-11 стоит ручной двухцилиндровый поршневой насос ПН-100, производительностью до 126 л/мин. Экспонаты предоставлены Техническим музеем Вадима Задорожного.
Три пожарные машины были предоставлены музеем “Московский транспорт”. Автоцистерна ПМЗ-9М на шасси ЗИС-150 выпускалась Прилукским заводом противопожарного оборудования в 1953-1955 годах. В основном такие машины поступали в большие города на различные промышленные предприятия.
Автонасос ПМЗ-18 на шасси ЗИС-150, а впоследствии ЗИЛ-164 (этот экземпляр – именно на из таких) выпускался на том же Прилукском заводе, изначально его оборудование состояло из насоса ПН-30М, водяного бака первой помощи ёмкостью 465 литров и большого набора рукавов. На последнем месте службы машины до попадания в музей – одном из колхозов Московской области, местные умельцы вкрячили в кузов кубовый бак для воды и переделали водяные коммуникации. Увы, весь этот, в прямом смысле колхоз, при реставрации (в остальном неплохой) так и не убрали.
Автоцистерна ПМГ-36 на шасси ГАЗ-51 выпускалась Грабовским заводом противопожарного оборудования и предназначалась в первую очередь для использования в небольших городах и посёлках, а также на сельхозпредприятиях. Одним из недостатком машины была недостаточная проходимость базового автомобиля: с хорошими дорогами в сельской местности всегда были проблемы.
А вот полноприводный ГАЗ-63 чувствовал себя в этих условиях гораздо увереннее, поэтому появление пожарной машины на этом шасси было вполне закономерно. Автоцистерна АЦП-20(63)-19М выпускалась Варгашинским заводом с 1963 по 1968 год. Она получила индекс уже по новой системе: “АЦП” – автоцистерна полноприводная (впоследствии от дополнительной буквы для обозначения полноприводных шасси отказались), “20” – производительность насоса (основная характеристика), “63” – шасси, “19М” – модель. Машина, несущая опознавательные знаки Калинина (Твери), была предоставлена музейно-просветительским центром МЧС РФ.
Автолестница АЛГ-17(51А)-ЛЧ на шасси ГАЗ-51А также выпускалась в 1960-е годы, но уже другим заводом противопожарного оборудования – Новоторжокским. Предназначалась для работы на пожарах в зданиях высотой до 5 этажей. Привод механизмов лестницы – гидравлический, максимальная высота подъёма – 17 метров. Предоставлена московской ПЧ-38, в которой она “работает” памятником.
Ну а это уже совсем недавняя история, точнее даже не совсем история: такие автомобили продолжают свою службу во многих городах России и других странах бывшего СССР. Пожарная классика – автоцистерна АЦ-40(130)-63Б на шасси ЗИЛ-130, эта модификация выпускалась с 1978 года Прилукским заводом. Данный экземпляр служит в ПЧ города Подольска.
Пару автоцистернам традиционно составляли автонасосы, или, как их стали называть позже, насосно-рукавные автомобили. АНР-40(130)-127Б выпускался всё на том же Прилукском заводе, оборудовался насосом ПН-40У производительностью 40 л/с и вывозил приличное количество пожарных рукавов диаметром 77 мм для прокладки магистральных линий. Машина несёт службу в ПЧ-45 города Жуковского.
Автоцистерны на полноприводном шасси смотрятся однозначно внушительно, да и проедут почти везде. АЦ-40(131)-137 на шасси ЗИЛ-131 вывозит на пожар 2400 литров воды и 150 литров пенообразователя. Эта машина из ПЧ Солнечногорска – заслуженный ветеран, 1980 года выпуска. Жаль, что на выставке не было кого-нибудь из его предков на шасси ЗИЛ-157.
Автолестница АЛ-30(131)-ПМ-506 – на 8 лет моложе, служит в ПЧ города Красноармейска. Как видно по её индексу, максимальная высота подъёма лестницы – 30 метров.
Этот пожарный автомобиль на базе Урал-375 – на вид обычная автоцистерна, но всё гораздо интереснее. Эта машина, служащая в ПЧ-90 Московской области, носит индекс АВ-40(375)ПМ-108А/Ц50А, её назначение – тушение пожаров воздушно-механической пеной. Машина вывозит на пожар 4000 литров пенообразователя, комплектуется пеногенераторами и пеноподъёмниками, может выдать до 1000 кубов пены.
Встречаются на службе у пожарных и УАЗ-469/3151, чаще всего в качестве штабных или вспомогательных. Ну а если тент снять, как на этом экземпляре, то и на парад можно ехать.
А можно и вот такую мотопомпу ММ-1200 сзади прицепить. Производительность этого небольшого агрегата с мотором от “полуторки” – 1200 л/мин.
Ещё один вариант мобильной мотопомпы – пожарный мотоцикл “Днепр” МТ-10-36. Оба экспонаты предоставлены уже упоминавшимся Военно-техническим музеем.
А сейчас у пожарных на вооружении есть вот такие мотоциклы BMW F800GS.
Да, что касается зарубежной пожарной техники, то коллекция таковой была тоже достаточно интересная. Отдельным табором стояли разнокалиберные конные линейки, лестницы, насосы, среди них выделялся необычный ручной пожарный насос американской фирмы L. Button & Company: его приводили в действие сразу несколько человек, толкая боковые поручни вверх-вниз.
Среди автомобилей традиционно выделялись американцы: вот этот экземпляр был переделан в пожарный из обычного легкового Cadillac Model 314.
А эта небольшая автоцистерна пожарной была изначально, произведена в 1920-х известной фирмой American La France, которая выпускала противопожарное оборудование с 1873 по 2014 год.
Ещё один американский производитель пожарных машин – фирма Seagrave. Этот автомобиль модели 6WT Standart был выпущен в 1927 году, он оснащён насосом производительностью 3400 л/мин и баком первой помощи в 200 л. Лестница, как и предыдущих машин, располагается вдоль борта.
Этот пожарный автомобиль на шасси REO Speed Wagon – тоже автонасос, пожарное оборудование произведено компанией Howe Fire Apparatus Co.
И снова экспонат из Военно-технического музея – пожарная машина на шасси Ford 798T. По имеющейся информации, пожарная надстройка и оборудование было произведено и установлено одной из специализированных фирм в Швеции. Насос у этой машины размещён не в задней, а в передней части, такая компоновка имеет свои преимущества, прежде всего – простоту трансмиссии и удобство работы.
Ещё один автомобиль подобной компоновки – автоцистерна на шасси International Harvester B120. Пожарное оборудование изготовлено шведской компанией Henrikssons Brandredskap, есть подозрение, что к предыдущей машине приложила руку та же фирма. Машина имеет очень интересную судьбу: после долгой службы в Швеции она была в 1995 году подарена в качестве гуманитарной помощи пожарным Карелии. Прослужив некоторое время в ПЧ Костомукши, она была куплена для использования на охоте/рыбалке, перекрашена, а пожарное оборудование было частично демонтировано. Но через некоторое время на неё положил глаз один большой любитель ретро, купил и восстановил в изначальном виде, результат – перед вами.
Кроме американцев, был на выставке один пожарный “англичанин” – Dennis G-Type 1929 года выпуска. Пишут, что машина никогда не проходила реставрацию, а своим состоянием обязана аккуратности прошлых собственников. В задней части машины находится её основное оборудование – центробежный насос.
Пожарные “немцы” были представлена продукцией знаменитой компании Magirus. Шасси S3000, производившееся с 1938 по 1943 год, выпускалось ещё под маркой Klockner-Deutz. Машина имеет классическую схему: в передней части – сдвоенная кабина, в задней – надстройка с цистерной, насосом и отсеками для пожарно-технического вооружения.
Автоцистерна TLF-16 на шасси Magirus-Deutz 150D10 1966 года – прямой потомок предыдущего автомобиля.
37-метровая пожарная автолестница DL-37 на шасси Magirus-Deutz 232D14 была выставлена не в павильоне, а на улице, для привлечения внимания к выставке.
Завершает обзор не автомобильный, но тоже интересный экспонат – коммутатор электропожарной сигнализации системы А.В. Дюкова.
Рассказ о выставке будет продолжен в следующем выпуске “Техноисторий”: там есть ещё на что посмотреть, так что следите за обновлениями!
Фото и текст: Mib55