Кажется более распространенного, популярного и вездесущего советского автомобиля нежели вазовская “классика” найти невозможно. Такая, наверняка, была у твоего дедушки, ты, конечно же, видел их в старых фильмах, а теперь забытые и заброшенные они догнивают по дворам и гаражным кооперативам. Впрочем, среди многомиллионной армии ничем непримечательных “копеек”, “пятерок” и “шестерок” есть экземпляры с более затейливой и красивой судьбой. Сегодня все слова и фото про них.
ВАЗ-2101 (1970)
Вот он момент первого знакомства. ВАЗ-2101 “Жигули” из пилотной партии удивляет потенциальных советских автолюбителей подкупающей лаконичностью линий, ровными зазорами кузовных панелей и общей добротностью. Да, песенка “Москвича-412”, вроде совсем недавно вставшего на конвейер, уже кажется спетой…
Один из самых роскошных вариантов “копейки” — Lada 1300 ES для Великобритании
Экспортные “жигули”, получившие более благозвучное для европейского уха имя Lada, в принципе отличались более высоким уровнем оснащения. Но эта версия для британского рынка перещеголяла если не всех, то многих. Здесь не только декоративные наклейки на кузов, но и виниловая крыша! И это уже не говоря о дополнительном антикоре, усиленном аккумуляторе, а также сцеплении, стартере и выхлопной системе европейских производителей. Короче говоря, для своего времени это была не просто “копейка”, это был реальный “топчик”!
Нет, номерная табличка не нафотошоплена…
Правильный индекс этой модели — ВАЗ-2101-80. И да, это действительно “копейка”, вернее вариант ее глубокого рестайлинга, предложенный дизайнером Владиславом Пашко еще в 1975-м. Согласно изначальному плану, обновленную “копейку” должны были запустить на конвейер аккурат к Московской Олимпиаде. Отсюда и цифра 80 в названии. Но как-то вот не сложилось…
Lada 21011 на трассе RAC-ралли 1981 года
Вазовская “классика” и гонки несовместимы? Ну почему же… В свое время советские раллисты вполне успешно гастролировали на самых известных европейских ралли. На снимке “копейка” Сергея Вуковича из команды “Автоэкспорт” приближается к победе на RAC-ралли 1981 года. К победе, естественно, в классе машин до 1300 см2, но все же…
Это не штука, а электромобиль на базе ВАЗ-2102
Как видим автомобилями на электрической тяге на ВАЗе интересовались еще до того как это стало всеобщим трендом. Причем фургон (обратите внимание на отсутствие задних дверей) на электротяге был не единичным прототипом. На ВАЗе построили целую опытную партию электрокаров. Более того, машину рекомендовали даже в массовое производство, но дело опять, увы, не пошло…
ВАЗ-2102 эскортной службы одного из венгерских аэропортов.
“Follow me”-кары, встречающие прибывающие самолеты на взлетно-посадочной полосе и “конвоирующие” их к месту стоянки, обычное дело для аэропортов всего мира. Другое дело, что вазовскую “классику” в этой роли встретишь нечасто. Отлично отреставрированная “двушка” одного из венгерских аэропортов просто радует глаз.
В тесноте, а что же делать?.. Югославский вариант скорой помощи на базе ВАЗ-2104
Еще реже доводилось видеть “Жигули” в качестве кареты скорой помощи. Но то в Советском Союзе. Зато коллеги по Восточному блоку за неимением лучшего переделывали под “скорые” даже “четверки”. На снимке приемное отделение Lada Karavan Sanitet, построенного в Югославии на шасси ВАЗ-2104.
Бесконтактная мойка? Натюрлих, Маргарита Павловна!
Парадокс — “бомбили” на “классике” все и по многу, но в официальных такси “Жигули” почти не встречались. Но это опять же чисто советская недоработка. В Египте “классика” активно и вроде как официально таксует до сих пор.
А вот до такой модификации в Тольятти почему-то не додумались…
На Кубе все категоричное. И политические плакаты (“Родина или смерть!”), и официальные таксомоторы. Интересно какой ряд сидений в этом “вазовском” лимузине из сваренных друг с дружкой “копеек” более престижный? Задний или средний? Вот ведь вопрос…
Белорусская мiлiцыя предпочитает универсалы
Еще один редкий зверь. “Копейки” и “пятерки” часто одевались в ливрею стражей общественного порядка, но вот “четверки” — гораздо реже. Потому этот ВАЗ-2104 гомельской милиции и отобрался в нашу подборку.
Самое крутое воплощение “классики” — знаменитая Lada VFTS от Стасиса Брундзы
Наверное многие удивятся, узнав, что и в СССР была своя раллийная группа B. Да, Lada 2105 VFTS была построена по регламенту этой топовой категории. Шикарный обвес, усиленная подвеска и трансмиссия, форсированный до 160 л.с. мотор и задний привод — это было поистине огненное сочетание!
Вот что бывает, когда спрашиваешь дорогу у местных…
Лопни мои глаза! Неужели это “пятерка” на трассе “Дакара”? Представьте себе — да! В 1983-м французский экипаж Жак Потера/Марк Биллоре с чего-то вдруг решил, что осилит трассу самого сложного ралли-рейда мира почти на стоковой Lada 2105. Это ведь даже была не Lada VFTS! Итог у этой авантюры предсказуемый — бесславный сход. Но парням за смелость — пять баллов!
“Бабушка, а почему у тебя такая большая челюсть?!”
В свое время “лады” пользовались неплохим спросом на зарубежных рынках. Причем не только в Европе или странах третьего мира. На этом снимке “шестерка” для рынка Канады. Именно поэтому у машины столь массивный бампер (без повреждений выдерживает столкновение до 5 км/ч) и измененная светотехника.
Так вот с кого в 90-х копировали дизайн доморощенные производители кооперативных бамперов!
“Пятерка” шла на экспорт под именем Lada Nova. И стараниями западных импортеров (в данном случае Deutsche Lada) действительно обновлялась почти до неузнаваемости! Кроме шуток, яркий окрас (не пощадили даже решетку радиатора!), модные колеса, спортивный бампер и наклейки на кузов “пятерочке” очень к лицу!
Фотошоп? Нет, снова не он!
На этом месте можно и всплакнуть. Какой же симпатичной могла быть “трешка” с кузовом универсал! Увы-увы. На “АвтоВАЗе” изготовили только три экземпляра такого сарая. И несмотря на планы освоения мелкосерийного производства — сначала на экспорт, а там как фишка ляжет — “трешка-караван” так и осталась нереализованной мечтой…
Чую-чую, здесь нерусским духом пахнет!
Если б не подсказка на номерном знаке, то “Жигули” в этом странноватом аппарате узнать довольно сложно. Меж тем, именно такую версию рестайлинга советской “классики” предложили (причем по собственной инициативе) инженеры немецкой Porsche, Наши, подумав для виду, отказали. Но немецким спецам нашлась другая выгодная работа — непосредственное участие в разработке переднеприводной “восьмерки”.
Lada Riva от Lotus. Очень мило, страшно дорого…
Когда в эпоху расцвета британский TopGear решил превратить постаревшую “пятерку” в достойный автомобиль, “би-би-сишники” обратились к инженерам Lotus. Те всего за две недели сделали из рыдванчика конфетку. 2-литровый “фиатовский” мотор мощностью 180 л.с., спортивные подвеска, коробка, тормоза. Машина стала пулять за 200 км/ч и выглядеть огурцом. Вот только стоимость масштабных переделок перевалила за 200 тысяч евро. Ой…
Вот это действительно “валит боком”!
Сегодня об этих парнях и девушках помнят немногие. А когда-то команда по “Автородео” заставляла охать и ахать всю страну. Причем, обходились по сути стандартными машинами. Никакого заумного тюнинга а-ля Lotus…
Еше одно такси?
Да, еще одно такси. Самое прикольное у этой “пятерки” из Сан-Паулу — ее местное маркетинговое название. Представь себе, на бразильском рынке наш ВАЗ-2105 продавался как Lada Laika. Как мило!
Не просто фейслифт, а фейслифтище…
В долгой истории “классики” было немало интересных версий, которые, к сожалению, не пошли в серийное производство. На этом снимке — ровно обратный случай. Предложенный в 2007 году вариант модернизации “семерки” оказался таким чудовищным, что мир облегченно выдохнул, когда на возможном производстве поставили крест. Фуф, пронесло…