Перед вами уникальный Chrysler Thunderbolt Concept Car 1941 года выпуска:


Возможно, это самый важный автомобиль в истории марки Chrysler

Чтобы понять мотив и идею создателей этого концепта, сначала, необходимо немного вникнуть в историю, чтобы, буквально, познать их философию. В своей довоенной истории Chrysler выпустила множество выдающихся проектов — элегантных, изысканных автомобилей, которые надолго установили эталон качества и мастерства. Однако их неотъемлемая привлекательность исходила не только от дизайна талантливых художников, таких как Харли Эрл (англ. Harley Earl), а скорее от их превосходно спроектированных, высокофункциональных и новаторских идей, которые дополнялись оригинальными линиями кузова.

До 1930-х годов подразделение “Дизайна и Цвета” (англ. Chrysler’s Art & Color Division) был частью Инженерного отдела марки. К 1935 году, однако, Рэй Дитрих (англ. Ray Dietrich) стал первым официальным автомобильным стилистом Chrysler и был в прямом смысле обвинен в рестайлинге злополучного Chrysler Airflow и добавлении менее радикальной, более приземленных обтекаемых линий, в популярном тогда стиле Airstream. В результате фиаско Airflow, Chrysler в конце 1930-х годов сконцентрировались на выпуске приятных, но менее запоминающихся и радикальных проектах.


В 1930х Airflow стал полным коммерческим провалом, так как публика не восприняла новый подход к дизайну, поэтому всё последующее десятилетие Chrysler были вынуждены придерживаться консервативного дизайна.

Основатель корпорации, Уолтер П. Крайслер (англ. Walter P. Chrysler), вероятно, предпочел вернуться к философии своей корпорации и создать автомобиль, прогрессивный не только внешне, но и технологически инновационный. К сожалению, к этому моменту здоровье главы компании уже было сильно подорвано. После долгих лет службы и деловой хватки, которые помогли его корпорации выжить в годы Великой депрессии, Крайслер подал в отставку в 1938 году, и скончался менее, чем спустя два года — 18 Августа 1940 года. Корпорация реструктурировалась и нашла нового лидера в лице К.Т. Келлера (англ. K. T. Keller), который был президентом марки с 1935 года. Келлер сразу осознал необходимость для корпорации Chrysler в увеличении рынка потенциальных покупателей.

В 1940 году бизнес строительства «концептуальных» автомобилей все еще находился в зачаточном состоянии. Фактически, демонстрация потенциальных будущих моделей и инноваций была внедрена всего за два года до этого, Харли Эрлом с его новаторским Buick Y-Job. Учитывая его успех, другим автопроизводителям не потребовалось много времени, чтобы признать необходимость следовать примеру Эрла и General Motors. К началу Второй мировой войны Ford был единственной компанией, которая не выпускала никаких концепт-каров.


Buick Y-Job — первый концепт кар в истории и его создатель Харли Эрл. 1938й год.

Thunderbolt

Концепт Thunderbolt появился на свет в 1939 году благодаря Алексу Тремулису (англ. Alex Tremulis), который рассказал о своей идее Ральфу Робертсу (англ. Ralph Roberts), автору модели LeBaron. В то время Тремулис был многообещающим молодым дизайнером в компании Briggs Manufacturing (на то время отдельная марка, производившая LeBaron, и куплена корпорацией Chrysler в 1953 году), которая позже также разработала легендарную Tucker Torpedo. Робертс был настолько впечатлен идеей, что он организовал встречу с Келлером. Келлер одобрил проект, и Робертс с Тремулисом в полной мере воспользовались этой возможностью. К концу 1930-х годов рынок необычных автомобилей сильно сузился, но усилиями General Motors, в частности благодаря Харли Эрлу, необычные и довольно эпатажные на те годы автомобили привлекали всё больше ценителей. У Chrysler же, появились модели Thunderbolt и Newport.


Первое поколение Chrysler Newport. 1941й год.

Если Newport был современным, то Thunderbolt был абсолютно футуристическим, точно автомобилем будущего. Его кузов был очень утонченным, с плавными линиями и скрытыми выдвижными фарами. Это был первый кабриолет с полностью выдвижной крышей — такая технология была разработана и сразу запатентована Ральфом Робертом. Поистине уникальная особенность дизайна этого автомобиля — отсутствие решетки радиатора. Инженерам удалось избавиться от узнаваемой решетки, так как воздухозаборники были расположены под передним бампером. Кроме того, за исключением стального капота и крыши, кузов был выполнен из алюминия. Его дизайн и конструкция были настолько необычными, что, увидев дизайн, Келлер спросил, как они собираются сгибать его по переднему концу. В ответ Тремулис сказал, что они сделают эту часть из латуни, так как она более эластична, на что Келлер радостно ответил: «Иногда вы, стилисты, мыслите не хуже инженеров».


Никаких выступающих элементов. Автомобиль больше похож на элегантный танк.

Chrysler Thunderbolt (“Удар Молнии” в переводе с английского) был назван в честь автомобиля, на котором капитан Джордж Эйстон (англ. George Eyston) поставил рекорд скорости 357,53 миль/ч (556.03 км/ч) на высохшем озере Бонневиль (англ. Bonneville Salt Flats) в сентябре 1938 года. Thunderbolt Эйстона был оснащен двумя 12-цилиндровыми двигателями Rolls-Royce, был длиной более девяти метров и весил семь тонн. Напротив, в Thunderbolt от Chrysler было использовано значительно более короткое шасси от New Yorker длиной 3,2 метра и 5,3-литровый V8 двигатель Spitfire L-head мощностью 140 лошадиных сил.


Thunderbolt Эйстона, на которым был поставлен рекорд скорости, державшийся почти год, до 1939го.


Двигатель Spitfire с 3-ступенчатой АКПП.


Салон Thunderbolt. Это также первый автомобиль в истории, в котором сделали подсветку приборной панели.

Несомненно, самой впечатляющей конструктивной особенностью Thunderbolt была искусно разработанная, электрически управляемая, выдвижная жесткая крыша. Одной кнопкой активировался механизм, затягивавший крышу в багажник, доступ к которому также обеспечивался полностью автоматически (кнопкой) — поистине невероятная инженерная идея в 1941 году, которая в следующий раз была использована в серийном автомобиле Ford Fairlane 500 Skyliner лишь в 1957 году.


Момент перемещения крыши в багажник. Все действие происходило автоматически, нажатием кнопки — впервые в истории автомобилестроения.

Всего было изготовлено пять полностью функционирующих автомобилей. Каждый из пяти оригинальных Thunderbolt получил разную цветовую комбинацию. Они имели лишь небольшие различия, помимо цвета, такие как внешняя отделка молдингами и отделка приборных панелей, что сделало каждый автомобиль отличающимся от друг друга. Изогнутая форма ветрового стекла оказалась серьезной проблемой, поскольку раньше изогнутые стекла никогда не использовались на автомобилях, и у стеклянных компаний не было ничего подобного и даже технологий для изготовления. К счастью, фирма, нанятая для проекта, создала подходящее ветровое стекло как раз вовремя, что помогло избавиться от разделенного двухсекционного стела, как было на многих серийных автомобилях в то время. Фактически, такое стекло не появлялась на обычных серийных машинах до начала 1950-х годов.

Чтобы справиться с коротким сроком. отведенным для строительства Thunderbolt, алюминиевые боковые панели были наложены на твердые дубовые подконструкции, а багажник и капот были сделаны из стали. Инженеры Chrysler работали рука об руку с инженерами LeBaron, чтобы целостность и качество автомобилей не были скомпрометированы в сжатые сроки проекта. После завершения работы, Thunderbolt и Newport были отправлены в рекламные туры и были представлены в самых разных местах — от местных дилеров до Индианаполиса 500, где Newport использовался как машина безопасности (safe car или pace car в США) в 1941 году. Thunderbolt достиг не только своей первоначальной цели продвижения Chrysler как авангард стилистических идей, но даже превысил все ожидания разработчиков, став концепт-каром беспрецедентной важности в то время, когда его внимание могло легко поблекнуть, по сравнению с драматическими мировыми событиями того времени.

Thunderbolt был настолько привлекателен и необычен, что все 5 автомобилей, выставлявшихся по всей стране, привлекли огромные толпы зрителей. Часто приходилось тушить свет в выставочных залах, чтобы заставить посетителей уходить, так как они часто задерживались даже до полуночи. Калифорнийский дилер Chrysler в Сакраменто даже сообщил о 8500 посетителях своего представительства в тот день, когда Thunderbolt был впервые выставлен в их зале. А за зимние выходные в Денвере, 29 000 посетителей, которые не смотря на снег и град, отважились прийти к дилеру Chrysler, чтобы просмотреть их последнее творение.

Документация и исследования корпорации Chrysler подтверждают, что только пять экземпляров Thunderbolt были когда-либо построены, каждая с отличающейся комбинацией цветов кузова и крыши. Все они были созданы для разного рода экспозиций и появлений на публике. На сегодняшний день осталось всего четыре. Независимо от их состояния и местоположения, каждый из них является заветным и очень желанным экспонатом для любой коллекции, который крайне редко предлагается для продажи.



Черный автомобиль также участвует на выставках и по сей день.

Этот конкретный Thunderbolt известен энтузиастам как «Медный автомобиль», который первоначально был построен с медной (не просто цвета меди, а именно сделанной из меди) убирающейся крышей, так и с нижней медной отделкой кузова. Также доподлинно известна вся его дальнейшая “родословная”, которая включала многих знатных владельцев. Когда его карьера экспоната для Chrysler в конечном итоге закончилась, Thunderbolt был продан его первому владельцу, актеру Брюсу Каботу (англ. Bruce Cabot), в марте 1941 года. В 1954 году в B&H Motors из Сан-Франциско, Калифорния, был установлен новый 5,4-литровый двигатель Chrysler, в то время как оригинальный восьмицилиндровый двигатель «Spitfire» был установлен в кабриолетном седане Chrysler CP-8 1932 года, принадлежащем некому Фреду Вильденраду (англ. Fred Wildenradt) из Пеббл-Бич. В 1960 году Thunderbolt был приобретен Биллом Харрой (англ. Bill Harrah), известным магнатом казино и автомобильным коллекционером, из штата Пенсильвания. В сентябре 1985 года нынешний владелец купил Thunderbolt на аукционе Harrah Collection, и, как чудо, оригинальный двигатель Spitfire был найден, куплен и воссоединен с Thunderbolt.

Крис Кидд (англ. Chris Kidd) и его мастерская Tired Iron Works из Монровии, Калифорния, завершили полную реставрацию кузова в течение 10000 часов в 2009 году. Структурная древесина для основания алюминиевого кузова и панелей была заменена по мере необходимости, а восьмицилиндровый Spitfire двигатель был перестроен и оснащен двумя карбюраторами. Новая нижняя отделка кузова была также изготовлена ​​из меди. Кидд и его сотрудники также обратили пристальное внимание на выдвигающийся верхний механизм.

Как сообщается владельцем, после обширных исследований, он заявил, что это единственный Thunderbolt, сохранившийся с оригинальным механизмом фар, правильными отводами стеклоочистителя в капоте и правильный и оригинальный механизмом откидной крыши. Это также единственный пример с оригинальными воздухоотводами, и он также имеет все оригинальные механизмы для управления окнами. Кроме того, у этого Thunderbolt был добавлен ​​второй аккумулятор, и в ней есть дистанционный беспроводной контроллер для выдвижной жесткой крышки.

Вскоре после того, как реставрация была завершена в 2009 году, Thunderbolt был показан на знаменитой выставке Amelia Concours d’Elegance, где он легко завоевал премию “Camille Jenatzy Award” за автомобиль с самым необычным внешним видом. Затем Thunderbolt был показан на престижном Pebble Beach Concours d’Elegance в августе того же года, где он был награжден лентой третьего места в классе C-2: American Classic Open 1933-1941. Затем, на своем последнем показе в 2010 году, он был награжден «Первым в классе» на другой престижной выставке Concours d’Elegance.


На аукционе RM Sothebys в 2011 году.

Thunderbolt является одним из важнейших концепт-каров марки Chrysler, и считается иконой стиля, вершиной дизайнерской и инженерной мысли 1940х годов. Поэтому, этот “Медный” Thunderbolt был продан в 2011 году за $935 000 в частную коллекцию.