Есть автомобили, которые известны по всему миру, даже в странах, в которых никогда не продавались. Кто не знает Форд Мустанг или Фольцваген Жук?! При этом существуют локальные бренды и модели, практически неизвестные за пределами ареала своего обитания. Например, Paykan – продукт концерна Iran Khodro, суперпопулярный в Иране на протяжении 60-х – 90-х и неизвестный в остальном мире.
Основа Paykan – английский Hillman Hunter, лицензию на производство которого в 1966 году приобрел концерн Iran Khodro. По тем временам это был хоть и не блестящий, но довольно добротный автомобиль.
В 1967 году началась крупноузловая сборка Paykan, а к началу 70-х автомобили стали практически полностью собирать в Иране.
Несмотря на множество модернизаций, которым подвергся Paykan за 38 лет своего производства, он особо не изменился, оставаясь простым пятиместным седаном (производились также универсалы и пикапы) с несущим кузовом. Передняя подвеска МакФерсон, ссади мост подвешен на рессорах. Двигатели устанавливались разные, но в основном это были лицензионные моторы Пежо (сказывалось сотрудничество Iran Khodro и Peugeot), мощностью менее 100 л.с. Машина была крепкая и выносливая.
Принимая во внимание закрытость Иранского рынка, а также благодаря невысокой цене, Paykan пользовался прекрасным спросом, даже в начале 2000-х продавалось по 100 тыс. машин в год.
В 2005 году концерн Iran Khodro удовлетворил просьбу Правительства Ирана о прекращении выпуска Paykan. Правительство было «обеспокоено» неэкономичностью, неэкологичностью и небезопасностью Paykan. Однако, в Судане таких обеспокоенных персонажей видимо нет и Paykan там производится до сих пор.
Paykan стал для многих первым автомобилем. Его любят до сих пор, кто-то восстанавливает, кто-то выжимает последние соки… А дизайнер Шахим Армин даже оставил работу в США в корпорации Крайслер, и готовится к съемкам документального фильма о Paykan, чтобы о народном автомобиле по Ирански узнал весь мир!
Сергей Клюшниченко, подписывайтесь на канал на Дзене