Прошлогодний, первый фестиваль буквально взорвал привычный и довольно бедный на события мир российских автомотолюбителей, привыкших к скудности списка мероприятий. Те, кто рискнул и отправился в 2019 году на байкальский лед, сработали лучше всякой рекламы: о «Байкальской миле» узнал весь мир, а организаторы добавили огня, представив ее на нескольких международных выставках и автомотошоу. 30 участников за год превратились в 120, большее число организаторы просто не смогли бы «переварить» и были вынуждены отказывать тем, кто запоздал с заявками. Чисто российское мероприятие превратилось в международное, а довольно привычные категории транспортных средств — мотоциклы — автомобили — багги — карты разрослись за счет экзотики вроде унимото, гусеничного транспорта, дрэгстеров и даже аэролодок и вертолетов.
В чем же феномен этого фестиваля, ставшего в один момент столь популярным? Похоже, дело в том, что наконец появились люди, создавшие возможность не просто продемонстрировать владельцам и инженерам свои технические детища, но и протестировать их возможности в реальных, суровых условиях сибирской зимы на льду одного из красивейших озер планеты, места, о котором все слышали, но далеко не все имели шанс побывать.
Экология
Каждый раз, как речь заходит о Байкале, отовсюду начинают звучать призывы беречь это озеро как один из последних оплотов незагрязненной природы в нашей стране. И это правильно. Но давайте сначала разберемся, что и как происходит на прекрасном Байкале, прежде чем выносить окончательное суждение.
Ледовые переправы на Байкале существуют, по упоминаниям историков, на протяжении последних трех с лишним веков. Сначала по ним передвигались на санях, затем, когда появились ДВС, и на автомобилях. Это сейчас отслеживают уровень экологии транспортных средств, но так было не всегда. К тому же у местного населения автомобили не всегда соответствуют даже уровню ЭКО-4, а количество «буханок» на ледовых переправах даже наводит на мысли, что все они сконцентрированы именно здесь. Туризм на Байкале также процветает, и он тоже не слишком экологичен.
Организаторы мероприятий, подобных «Байкальской миле», относятся к экологии с полной ответственностью. Для наблюдения за экологической безопасностью были приглашены представители «Центра развития ВХК Минприроды России», а также был создан специальный экологический патруль, который наблюдал за состоянием техники и помогал предотвращать утечки технических жидкостей. Каждый день после заездов специальный автомобиль проезжал по гоночным трассам, собирая кусочки отколовшегося пластика, карбона и прочие последствия заездов, и это не пустые слова. Чтобы посмотреть, как это происходит, мы присоединились к экологическому патрулю и вместе очищали лед от мусора. То же происходило и в паддоке, и в гостевой зоне.
Организаторы
Организаторами фестиваля «Байкальская миля» стали два энтузиаста скорости — Сергей Мальцев, руководитель ателье Fine Custom Mechanics и многократный рекордсмен, и Дмитрий Хитров, мотопутешественник и организатор выставок «Мотозима» и «Мотовесна». Именно им принадлежит идея и реализация столь экстремального и красивого события. Но если бы не поддержка администрации главы Республики Бурятия Алексея Цыденова и правительства Республики Бурятия, мероприятие могло и не состояться.
Еще в сентябре 2018 года мы рассказывали о «Плане «Б» Сергея Мальцева, который он составил после участия в рекордных заездах на соляных озерах Бонневилля. «В 2019 году мы хотим провести там пробные заезды и к 2020-му подготовить регламент для участников, привезти судей международной категории и организовать там крупное международное событие, которое могло бы стать ежегодным». В то время этот план выглядел довольно несбыточным — учитывая, сколько всего им нужно было согласовать и организовать за полгода. Но наступила ранняя весна 2019 года, и первая «Байкальская миля» состоялась.
«Байкальская миля» — 2019
Появившиеся в интернете в марте прошлого года фотографии с первой «Байкальской мили» были похожи на сказку: чистейший лед, потрясающий пейзаж, закатное солнце и несколько уникальных и красивейших автомобилей и мотоциклов, включая два суперкара Flanker F, «Волгу» ГАЗ-21, уникальный трехколесный мотоцикл «Бонни» и кое-что другое. Позже на телеэкраны вышел и документальный фильм, рассказывающий историю первого ледового фестиваля скорости. За красивой вывеской была изнурительная работа и бессонные ночи, в том числе после землетрясения, пересекшего трещиной лед Байкала в месте проведения фестиваля всего за пару дней до события. Но все трудности были преодолены, трассы были построены, а участники фестиваля показали первые рекорды, которые были зафиксированы как в Книге рекордов Байкала, издаваемой самими организаторами, так и в Книге рекордов России.
Так, Александр Рудич продемонстрировал скорость в 249,3 км/ч на модифицированном мотоцикле Suzuki GSXR 1000, Степан Маслов проехал милю на заднем колесе мотоцикла Husqvarna SM 610, Аркадий Цареградцев и Сергей Кабаргин на суперкарах Flanker F показали парный дрифт на скорости 246 км/ч, Алексей Куканов в дисциплине скиджоринг разогнался на лыжах за мотоциклом до 197 км/ч, а девятилетний Ярослав Карпушин стал примером для всех юных гонщиков, проехав по льду Байкала со скоростью 100 км/ч.
Откуда колеса растут
Тот факт, что примером для создания «Байкальской мили» стали рекордные заезды на скорость на соляных озерах Бонневилля, организаторы не скрывают, более того, даже гордятся этим.
В 2016 году Fine Custom Mechanics впервые отправились в Бонневилль для участия в легендарной «Неделе скорости» с мотоциклом Бонни, построенном на базе «Урала-72». Тогда по техническим причинам они не смогли на следующий день после заезда «подтвердить» рекорд, еще раз развив нужную скорость, как того требует регламент мероприятия. Но в 2018-м команда вновь вернулась на соль штата Юта и установила сразу несколько рекордов, вписав свои имена в историю Бонневилля.
Организация фестиваля и подход к классификации участников произвели впечатление на российских энтузиастов, и многое они скопировали у американцев, чтобы не изобретать колесо, имея проверенную схему.
Глаз тех, кто бывал в Бонневилле, радуют даже розовые прямоугольники с цифрами, обозначающие дистанцию трассы: в Бонневилле используют точно такие же. Удивительно, но на соляных озерах Юты белая соль выглядит практически как снег — пока ты рассматриваешь ее из машины, не понимая, как жарко на улице. На Байкале схожая ситуация: ты смотришь на снег, и тебе кажется, что это соль, и только ощущение мороза возвращают тебя из Бонневилля в Максимиху.
Регламент, классы
Участие в «Неделе скорости» в Бонневилле может принять участие каждый желающий, чье транспортное средство подпадает под технический регламент и правила безопасности. В Бонневилле нет привычного разделения на классы. Каждому требуемому параметру соответствует определенная буква, а класс определяется набором этих букв, комбинация которых может быть весьма разнообразной.
«Байкальская миля» взяла за основу эту же систему, потому что она выглядит простой и доступной.
Классификация автомобилей, участвующих в мероприятии, производится в порядке объема двигателя, класса топлива, класса и типа кузова. Классы мотоциклов — в зависимости от рабочих объемов, рам, двигателей и типов двигателей. Еще одна буква добавляется в случае винтажности транспортного средства.
— Да, классов получается много, но это только способствует привлечению участников, — говорит руководитель команды «Яхнич Моторспорт» Наталья Любимова, принимающая участие в организации «Байкальской мили». — Было непросто расписать регламент под всех участников с редкой и уникальной техникой, и классы вроде «унимото» мы изучали на месте. У нас вполне могло быть 100 участников и 100 классов, и каждый мог поставить рекорд в своем классе.
— Когда есть возможность с кем-то зарубиться — это круто. Но фестиваль у нас молодой, и мы сейчас просто набираем наполнение — классов, участников, транспортных средств. И дальше уже будем бить рекорды и соревноваться друг с другом. Нам нужно, чтобы у нас были свои имена и свои герои, и история, которая сейчас начала формироваться.
Но у «Байкальской мили» есть и свои отличия от Бонневилля. Такие классы, как снегоходы, аэролодки или вертолеты на американском мероприятии отсутствуют, а вот в Бурятии им только рады. Работа по формированию классов продолжалась уже и на льду: техкомиссия оценивала технику уже на месте, проверяла ее на безопасность и экологичность и в случае необходимости добавляла новый класс.
Трассы
Кажется, что Байкал безграничен и трасс можно построить сколько угодно, но это не так. Трассы должны быть ровные, широкие и безопасные, а лед на Байкале, как правило, покрыт трещинами и торосами, так что найти идеальную площадку не так уж и просто.
Представьте себе озеро площадью 32 тысячи кв. км и глубиной 1600 метров, а теперь слой льда на нем в один метр толщиной. Это как лист бумаги накрывающий ванну с водой. Если в водной глубине что-то происходит, а на Байкале это частое явление, то поверхность льда разламывается элементарно, и каждая трещина может стать фатальной для автомобиля, несущегося на высокой скорости.
Именно поэтому для разметки трассы были приглашены профессиональные геодезисты, которые и проложили четыре прямика.
Два из них состояли из разгонных полос длиной 201,33 метра (1/8 мили) и полос торможения длинной 600 метров. Они были оборудованы системой регистрации времени прохождения дистанции и выходной скорости.
Еще две трассы состояли из разгонной полосы длинной 1642 метра, равной глубине озера Байкал (1 миля 100 футов), в конце каждой из которых были также расположены приборы регистрации выходной скорости, и полосы торможения длиной 1609 м (1 миля). Эти две одинаковые трассы были предназначены для установления максимальной скорости на дистанции 1 миля — одна для мотоциклов, другая для автомобилей.
Ширина всех трасс составляла 12 метров. Они были оборудованы также возвратными полосами движения, чтобы не мешать стартующим участникам.
На коротких трассах проходили тренировки и квалификации, парные заезды по ледовому дрэг-рэйсингу и для установления максимальной скорости на дистанции 1/8 мили.
Как добраться
Способов, по сути, было всего три: своим ходом, на техничке (прицепе) или на поезде. И все три способа были популярны среди участников. Во многом это зависело от точки отправления — кто-то ехал из Москвы или Санкт-Петербурга, были и сибиряки, были и иностранцы.
Например, Ксения Никитина, принимавшая участие в заездах на Subaru Forester, приехала из Москвы своим ходом не торопясь, и поездка в один конец заняла у нее порядка недели. Своим ходом добирался и Алессандро Чичери из Италии — и в его планах было продолжить путешествие до Владивостока, а оттуда — в Японию.
А вот мастер спорта Алексей Васильев, недавно вернувшийся с Исторического ралли Монте-Карло, где они принимали участие командой Volga GAZ Russian Team, предпочел загрузить машину в специальные вагоны, арендованные организаторами у РЖД.
— Мы загрузились на Курском вокзале по четыре машины в вагон до Улан-Удэ, а оттуда добирались до льда уже своим ходом. Аренда места в вагоне в оба конца обошлась в 100 тысяч рублей. Очень удобно: грузишься прямо в здании вокзала в грузовом депо, заезжаешь с торца в вагон, весь процесс занимает 10–15 минут. Машину пристегивают к полу, составляют описание, ты подписываешь бумаги, и все. По времени доставка заняла у нас пять дней. По логистике это очень удобно. Техничка бы ехала сюда дней восемь и расходы были бы не меньше, если не больше. Плюс большой риск для автомобиля, потому что дорога довольно тяжелая.
Участники
В этом году помимо российских участников на «Байкальскую милю» приехали и европейцы — из Италии, Франции, Бельгии и Ирландии.
Европейские команды представляли: тот самый итальянец Алессандро Чичери «Travel Your Dreams», который в одиночку проехал на собственном мотоцикле всю Европу и Россию; Себастьян Лоренц на мотоцикле Appaloosa V2.0; Бенедетта Заккерини, чемпионка итальянского чемпионата по спринт-гонкам, привезла проект на базе Husqvarna WR360 1999 года; француз Бертран Дюбе, рекордсмен «Недели скорости» в Бонневилле, и команда ирландских путешественников «Baikal Project», преодолевшая вместе со съемочной группой BBC более тысячи километров по льду, что само по себе попало в Книгу рекордов Гиннесса.
Еще одной удивительной категорией участников стали… дети. Прошлогодний пример девятилетнего Ярослава Карпушина стал заразительным для таких же юных спортсменов. Самой маленькой стала шестилетняя москвичка Сильвия Павлова, семилетний Родион Дядя из Сочи и Сударушкины Алексей, девять лет, и Виктория, семь лет. Сильвия Павлова показала скорость в 50 км/ч, и в следующем году собирается приехать снова, чтобы улучшить результат.
Что же касается соотношения двухколесных и четырехколесных транспортных средств, то здесь перевес был явно в пользу двухколесных — как благодаря мотоспециализации организаторов, так и благодаря более простой и дешевой доставке: ведь в одну техничку может войти сразу несколько мотоциклов.
Автоэкзотика
Благодаря самому разнообразному составу участников «Байкальская миля» во многом напоминала фестиваль «Автоэкзотика» в его лучшие годы, проходивший в Москве.
Пожалуй, одним из самых необычных участников стал веломобиль-стримлайнер Сергея Дашевского и Вадима Дунаева. Он представлял из себя капсулу с крышкой, внутри которой располагался человек, крутящий педали. Ее создатели сказали, что в ней удобно и обзорность более чем хорошая. Только вот крутить педали на милю и обратно по льду приходится довольно много времени. Тем не менее максимальная скорость на финише составила 51,5 км/ч!
Еще одной экзотикой для рекордной трассы стала аэролодка «Север» с красноярцем Дмитрием Паршиным за рулем. Команда приехала на соревнования своим ходом из Иркутска по байкальскому льду. При том, что максимальная скорость лодки составляет 220 км/ч, на фестивале она смогла показать лишь 155,91 км/ч, что команда связывает с первым опытом рекордных заездов и намеревается в следующем году улучшить свой рекорд.
Одним из сюрпризов фестиваля стал вертолет Ми-8 в самой современной его модификации — Ми-8/17/171А2. Изначально планировалось, что он должен будет прокатиться по дистанции без отрыва шасси, но по ходу фестиваля были внесены коррективы, и вертолет участвовал в рекордных попытках на минимально допустимой высоте 20 метров. Вертолетом управлял экипаж Улан-Удэнского авиационного завода (У-УАЗ). Из трех зачетных попыток его лучшая скорость составила 268,81 км/ч, что стало абсолютным рекордом фестиваля.
Однако наземные транспортные средства не сильно от него отставали. Александр Мишкинис на мотоцикле BMW S1000RR показал на выходе с мили скорость в 262,8 км/ч.
Автомобили
Из 110 заявленных участников автомобилей было всего 25 единиц. Среди них были и стоковые, и почти стоковые машины, но были и совершенно уникальные проекты.
«Алиса» и «Гиперион» команды Truck Garage
Основой для проектов стали два советских автомобиля — ГАЗ М-20 «Победа» и ГАЗ-М1. На их базе было построено два рамных внедорожника, сохранивших внешние черты кузовов-доноров. «Победа» получила имя «Алиса», а «Эмку» назвали «Гиперион». Мощность каждого из них составляет свыше 500 л.с., в паре с турбированными двигателями идет автоматическая трансмиссия. Оба внедорожника способны развивать скорость свыше 200 км/ч.
На дистанции 1 миля на «Алисе» был установлен рекорд скорости на льду 189,4 км/ч, а на Hyperion — 173,4 км/ч. По динамике разгона на 1/8 мили, Hyperion оказался самым быстрым среди автомобилей после Toyota Chaser Сергея Мудрика, которая тоже прибыла на «Байкальскую милю».
Toyota Chaser Сергея Мудрика
Этот автомобиль хорошо известен нашим читателям по участию в чемпионате России по дрэг-рэйсингу RDRC. Его лучшая скорость на ¼ мили на асфальте в прошедшем сезоне составила 254,95 км/ч.
Во время фестиваля «Байкальская миля» Сергей Мудрик показал лучшую скорость среди всех автомобилей: 235,54 км/ч, а на 1/8 мили время прохождения дистанции составило 7,1 секунды, а скорость 167 км/ч. При этом мощность автомобиля была снижена почти в два раза по сравнению с «летней» спецификацией — до 500 л.с.
На Байкал команда BMS Engineering приехала фактически своим полным составом — восемь человек, включая механиков и инженеров.
— Приехать на Байкал в межсезонье, чтобы проверить возможности автомобиля в нестандартных условиях льда, было идеей руководителя нашей команды Александра Буйнова, — рассказал Сергей Мудрик. — Сначала мне эта идея не понравилась, но сейчас я не жалею об этом, все очень интересно. Первые заезды мы проводили на других колесах, они были даже шире, чем летние слики, и максимум, что мы смогли на них показать — 150 км/ч. А вот на этих «ежах» мы смогли проехать быстрее, но поскольку они предназначены для короткой дистанции, и на выходе на 235 км/ч у нас была настолько сильная вибрация, что на машине выдуло заднюю дверь, стекло и сдуло спойлер…
Команда Most Cult Cars и Chevrolet Sedan Delivery 1955
Chevrolet Sedan Delivery 1955 под управлением Сергея Аксенова показал на дистанции в милю практически такую же скорость, как и Сергей Мудрик на Toyota Chaser, с отставанием всего в 0,37 км/ч, т. е. 235,171 км/ч!
Команда Most Cult Cars привезла на «Байкальскую милю» шесть автомобилей, созданных тремя кастом-мастерскими: Big Boys Big Toys (Москва), Motor Cats из Санкт-Петербурга и M-Customs (Москва). Среди них, помимо Delivery, были Chevrolet Camaro 1972, Chevrolet Monte Carlo, Chevrolet Corvette 1979, Chevrolet K5 Blazer, Chevrolet Nova 1972
Владелец ателье Big Boys Big Toys и по совместительству хозяин Sedan Delivery Владимир Семенюта рассказал, что это одна из его самых любимых машин:
— Все наши машины — custom, построенные в России с использованием новых узлов и агрегатов на основе классических автомобилей. Delivery — довольно редкий фургончик, который прожил интересную жизнь. У него был один владелец, который купил ее в 1955 году, когда ему было 16 лет, и с тех пор постоянно на ней ездил. «Она любит скорость», — сказал он нам, когда продавал. Мы добавили этой машине мощности до 700 л.с., поставили компрессорный алюминиевый мотор, современную конструктивно, очень хорошую подвеску, усилили раму, установили легкий каркас. У него сверху на кузове даже родная краска, т. к. не было гнили, но вот всю нижнюю часть отделили и сделали заново. На этом Delivery мы выезжали на дрэг-рэйсинг, участвовали в хилл-клаймбинг на Ай-Петри и в разных автопробегах.
Сергей Аксенов, показавший на нем лучшую скорость, участвовал и в заездах с вертолетом:
— Надеюсь, это был мой первый и последний опыт заезда с вертолетом. Мы стартовали по сигналу фарами: много снежной пыли, трассы не видно, меня сносило все время в бок в сторону от вертолета, приходилось все время отлавливать машину. Я ориентировался буквально на ощупь — где твердое — там трасса, где помягче — уже целина. Так и рулил. Потом, когда вертолет улетел, стало проще доехать до финиша.
Bentley «Ультратанк»
Главным ай-стоппером фестиваля, безусловно, стал Bentley «Ультратанк» Константина Заруцкого, известного как «Академик». Этот гусеничный автомобиль создан на основе купе Bentley Continental GT с использованием кастомного гусеничного шасси. На вездеходе установлен двигатель V8 turbo Toyota UZ мощностью свыше 400 л.с. Разгон до 100 км/ч занимает 12,6 секунды. По словам Заруцкого, стоимость проекта составляет порядка шести миллионов рублей.
Во время «Байкальской мили» Книга рекордов России официально зафиксировала скорость на дистанции в одну милю в 125,7 км/ч.
Сергей Мальцев подводит итоги
— В целом я очень доволен. У нас красиво получилось — и по технике, и по антуражу. Главной составляющей фестиваля стала прежде всего разнообразная техника. «Байкальская миля» — это место самореализации наших Кулибиных. Сюда можно привезти самую разнообразную технику, прокатиться и установить рекорд.
— С прошлого года мы издаем Книгу рекордов «Байкальской мили», учредили «Клуб за 200», участниками которого становятся те пилоты, кто преодолел этот рубеж скорости. В абсолюте мы награждаем красивым кубком того спортсмена, кто показал самую высокую скорость независимо от того, машина это, мотоцикл или другое транспортное средство. Все участники автоматически становятся членами «Лиги энтузиастов скорости».
— В этом году участие было бесплатным, мы собирали только экологический сбор в 5000 рублей, который сдавали все за исключением механических или электрических транспортных средств, но в следующем году, скорее всего, сделаем участие платным. Нынче было 110 участников — чтобы это все обслуживать, нужно больше волонтеров, маршалов и дополнительной инфраструктуры. Нам реально не хватало рук: маршалы были и заправщиками, и помощниками, и всем остальным, вместе взятым. Следующее мероприятие надо проводить качественно на другом уровне, ведь мы хотим гордиться тем, что делаем.
Результаты Байкальской мили 2020
1 миля МОТО
1 миля АВТО
1/8 мили
И это еще не все…
В эти же дни на противоположном берегу Байкала прошло еще одно рекордное мероприятие — «Дни скорости на льду Байкала», которое с 2012 года проводит продюсер, телеведущий и рекордсмен России Андрей Леонтьев. Там мы тоже успели побывать и даже приняли участие в рекордном заезде на 1000 км на автомобилях Hyundai i30N. О том, как это было, расскажем вам в следующем материале.
Фотобоус: Фото с Байкальской мили 2020
Текст: Мария Мельникова; Фото и видео автора, Андрея Гребнева и организаторов фестиваля