Изначально среднемоторная компоновка, когда двигатель находится перед задней осью, использовалась исключительно в гоночных автомобилях – идеальная развесовка способствует улучшению управляемости и устойчивости! Со временем, как и многие другие спортивные решения, среднемоторная компоновка перекочевала и на гражданские спорткары. Первым серийным среднемоторным автомобилем стал, появившийся в 1962 году, французский компакт Rene Bonnet Djet (он же Matra Djet).
Matra Djet
Далее подобную архитектуру начали применять многие автопроизводители, но все это были эксклюзивные и дорогие модели, например Lamborghini Miura. Только в 1972 году появился достаточно массовый среднемоторный автомобиль – Fiat X 1/9. Несмотря на всего лишь 85-сильный двигатель, Fiat, весивший около 920 кг, был достаточно веселым автомобилем и быстро стал популярным (общий тираж производства составил около 200 000 экземпляров).
Fiat X 1/9 1972-1982
И вот, в 1975 году на Токийском автосалоне, Nissan демонстрирует концепт AD-1 – оригинальное двухместное купе небольшого размера на шасси скромного Cherry F10. 1,4-литровый двигатель, расположенный за сиденьями, выдавал 80 л.с., при этом весил автомобиль всего 740 кг! Коробка передач – 5-ступенчатая “механика”, привод – задний. Получился может и не спортивный, но вполне живой автомобиль, способный дарить удовольствие от вождения.
Полностью независимая подвеска, дисковые тормоза, проработанная аэродинамика – над AD-1 инженеры Nissan поработали очень серьезно. Автомобиль был испытан и готов к производству, но высший менеджмент Nissan дал задний ход и несмотря на теплый прием общественности, проект закрыли…
В 1984 году Pontiac выпустил на рынок среднемоторный Fiero, а Toyota – культовую модель MR2 (Midship Runabout 2 Seater). Американские журналисты просто влюбились в среднемоторную Тойоту, издания Car and Driver и Road & Track пели автомобилю хвалебные отзывы, продажи росли, а имидж Toyota улучшался. В Nissan зашевелились 🙂 В сентябре 1985 года во Франкфурте публика увидела Nissan MID4!
Автомобиль проходил многочисленные испытания, в том же году в Токио была представлена гоночная версия MID4. В 1987 году на Токийском автосалоне Nissan представил доработанную модель MID4-II.
Автомобиль проходил многочисленные испытания, в том же году в Токио была представлена гоночная версия MID4. В 1987 году на Токийском автосалоне Nissan представил доработанную модель MID4-II.
Стиль эволюционировал, грани несколько округлились. Двигатель развернули на 90 градусов, разместив его продольно, были добавлены две турбины – мощность составляла 330 лошадиных сил. Кузов немного прибавил в весе, но динамика все равно впечатляла: 270 км/ч максимальная скорость, 5 секунд до “сотни”! Полный привод, полноуправляемое шасси и прочие инновации были сохранены и доработаны.
Прототип демонстрировал качество сборки и отделки достойное серийной модели. Автомобиль доверили испытать особо приближенным журналистам, которые высоко оценили динамику и управляемость модели.
Все видели в MID4-II замену стареющей 300 ZX (Z31), причем очень крутую! Но руководство Nissan вновь отступило, посчитав проект слишком затратным – автомобиль получался очень дорогим и никто не был уверен сможет ли он реально конкурировать с Ferrari и Porsche. Вместо альтернативы Honda NSX в производство в 1989 году пошел новый 300 ZX (Z32) с традиционной компоновкой: двигатель спереди, привод задний…
300 ZX (Z32)
Следующий среднемоторный Nissan появился в 1996 году, но это уже был сугубо гоночный снаряд R390. О массовом производстве никакой речи не было! Для дорог общего пользования выпустили два (!!!) автомобиля: синий и красный…
Nissan R390 GT1 Road Version 1998
Сергей Клюшниченко